ВВЕДЕНИЕ

«Человеку надо знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – и тогда воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, накопленной в веках»

В.М.Песков



Из века в век, вбирая все лучшее, складывалась национальная культура, по законам которой творил человек. Свои представления о красоте, гармонии, изяществе он всегда воплощал в орудиях труда, предметах быта, в одежде, в устройстве жилищ, в ритуалах и обрядах. Мышление человека постоянно стремилось уяснить место людей и животных в системе окружающей природы, а также понять процесс, который обусловил появление нашего мира.

В настоящее время на первый план выдвинулась консолидирующая роль музея. Музей остался одним из немногих мест, где можно увидеть преемственность исторического развития и традиций. В музей приходят, чтобы получить объективное историческое знание. Музеи поставлены сейчас в такую ситуацию, когда от интерпретации ими культурного наследия страны зависит качество человеческого знания в ХХI веке. Ориентация музея на достоверность придаёт ему особую миссию в деле формирования исторического сознания народа.

Познание истории своего родного края, отчего дома и села позволяет понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, способствует духовному возрождению народа. В населенных пунктах, не имеющих никаких музеев, на базе клубных учреждений можно создать музеи по истории села, уголки народного быта и пр. Организация экспозиций по истории села, уголков народного быта строится в соответствии с общими принципами музейного дела.

Разница между этими категориями достаточно ощутимая. Уголками принято называть один или несколько оформленных стендов или витрин в отдельном кабинете (комнате, фойе). При этом для уголка не принципиально наличие подлинных предметов истории и культуры, здесь можно ограничиться только копиями. Комната — это отдельная комната в клубном учреждении, в которой также возможно проведение занятий в различных кружках, студиях, но экспозиция должна содержать подлинники. Для присвоения статуса комнаты достаточно иметь 15 — 20 подлинных предметов. Зал обычно располагается в рекреации (фойе) клуба. Здесь обязательно в экспозиции наличие свыше 20 подлинных экспонатов. Статус музея присваивается, если он располагается в отдельной комнате (комнат может быть несколько), содержит не менее 100 подлинников и имеет хотя бы небольшое помещение для фондов, т.к. музей — живой, развивающийся организм. Его фонды постоянно пополняются новыми материалами, оформляются новые разделы и выставки.

Каждое село Белгородской области имеет свои исторические корни, индивидуальность, яркие преобладающие культурные традиции. Сохранить эти традиции: исторические, культурные – наша задача.

Формирование у населения бережного отношения к истории и традициям края, приобщение молодёжи к истокам духовности, сохранение преемственности поколений, активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур, более полное и рациональное использование социума для формирования культурной среды района – вот основные задачи и цели, которым следуют культурно-досуговые учреждения Белгородской области.

8 декабря 1995 года главой администрации Белгородской области Е. С. Савченко было принято Постановление № 699 "О составлении летописи населенных пунктов области". Составление летописи объединило усилия очень многих людей, влюблённых в свой край. Совместно трудятся специалисты библиотек музеев, архивов, домов культуры. Эта форма краеведческой работы родилась на нашей земле и приобрела действительно массовый характер.

В настоящее время в культурно-досуговых учреждениях области создано свыше 600 экспозиций музейных комнат, уголков фольклора, народного быта, горниц. Здесь проводятся встречи с местными жителями, ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др.

На базе музейных экспозиций культурно-досуговых учреждений успешно действуют детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др. Губернатор Е. С. Савченко на торжественном собрании, посвященном 60-летию со дня образования Белгородской области (7 января 2014 года), отметил: «Мы благодарны Богу и родителям, которые заложили в нас незыблемые нравственные основы – уважать труд, ценить людей и любить Родину».

Музей истории села – это островок патриотизма, это место, где по крупицам собирается, бережно хранится и передается новым поколениям история нашей страны. Экспозиции по истории села специалисты культурно-досуговой деятельности области относят к одному из замечательнейших феноменов отечественной культуры. Возникнув 15 лет назад, они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в деятельности домов культуры и клубов как эффективное средство патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодёжи. Следует выразить огромную благодарность тем энтузиастам, которые собирают, хранят и используют для воспитательной работы подрастающего поколения исторические реликвии, связанные с историей нашего края, села, семьи.

Однако следует отметить, что многие экспозиции уголков, комнат и музеев, созданные в культурно-досуговых учреждениях области, оформлены бессистемно, однотипно, без соблюдения элементарных требований музейной науки, без той изюминки, которая каждую из них делала бы уникальной.

Мы надеемся, что предложенные рекомендации, составленные не только с учётом требований музейной науки, опыта многих музейных работников, изложенного в публикациях, но и собственного, помогут познакомиться с основными этапами создания музейных экспозиций и творчески подойти к этому процессу в каждом конкретном случае.

СОЗДАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

Основа основ каждого музея - его экспозиция. Это своеобразная книга, которую повседневно «читает» в музее народ. Музейная экспозиция — это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определенной последовательности, с целью раскрыть избранную тему музея. Экспозиция является особой формой популяризации знаний о прошлом, не претендующей на полноту информирования и тем более истолкования. Возможны различные принципы её построения.

Широкое распространение получил историко-хронологический принцип. Он предполагает такую структуру экспозиции, при которой каждый её раздел последовательно показывает развитие того или иного явления.

Второй принцип построения экспозиции — тематический. Этот принцип предполагает раскрытие тематики от общего к частному, например, страна, регион, село, человек. Необходимо учитывать, что в общеисторическом контексте народ, проживающий на территории края непосредственный производитель материальных благ, участник общественно-политической жизни, создатель и потребитель культурных ценностей. Отражение повседневной жизни людей, событий происходит в контексте исторических событий, которые и составляют сущность исторического процесса. Следует так же помнить, что многонациональное население регионов находится в постоянном взаимодействии друг с другом, но при этом сохраняет преданность своей истории, культуре, родному языку и традициям.

Приступая к созданию экспозиции, следует помнить, что история села или другая тема должна быть показана не изолированно, а в тесной связи с историей края, всей страны.

Этапы работы по созданию экспозиции:

  • подбор помещения для размещения экспозиции;
  • выбор темы экспозиции, определение её профиля;
  • изучение истории объекта, события и т. п., которому посвящается экспозиция, составление исторической справки;
  • разработка научной концепции, расширенной тематической структуры экспозиции и её обоснование;
  • изучение коллекции собранных музейных предметов, составление плана дополнительного комплектования музейных предметов – экспонатов будущей экспозиции;
  • организация учёта собранных материалов (по принятой форме);
  • разработка тематико – экспозиционного плана экспозиции, его утверждение;
  • разработка проекта художественного решения экспозиции;
  • монтаж экспозиции.

Научная концепция определяет идею экспозиции на основе анализа собранных материалов и исследовательской работы по избранной теме. Состоит из следующих разделов: обоснование выбранной темы, перспективы пополнения коллекции, построение экспозиции и её популяризация. Она включает перспективы развития, служит основой при составлении планов деятельности по различным направлениям.

Составление тематической структуры – определение основных разделов экспозиции, тем и подтем в каждом разделе, размещение их на экспозиционной площади, определение предметов, которые еще целесообразно найти.

Изучение коллекции собранных музейных предметов. Основа экспозиции – музейный предмет. В нём заложена огромная информация, как о прошлом, так и о настоящем. Чтобы научиться видеть эту информацию, необходимо рассматривать предмет не изолированно, а в широком контексте с породившей его эпохой, с которой он неразрывно связан. Видеть его функции, выделять основную функцию, правильно понимать знаки предмета, иначе говоря – научиться их языку.

Музейные предметы уже сами по себе оказывают глубокое эмоциональное воздействие на посетителя, но, чтобы заставить говорить вещественный памятник, для этого необходимо присутствие в экспозиции всех видов музейных предметов: вещественных, документальных, изобразительных. Вещь раскрывает своё содержание лишь в определенном контексте, представляющем собой систему образующих сообщение знаков.

Музей помогает человеку воспринять культуру через предмет, увидеть его реальную функцию в действии. Вещи на протяжении веков, практически, остаются неизменными, но их восприятие, изучение, понимание и истолкование коренным образом меняются. Взятая сама по себе вещь, не несёт в себе содержательной информации о духовном мире людей её изготовивших и пользовавшихся ею. Вещь раскрывает своё содержание лишь в определенном контексте.

Через этнографические материалы музей показывает корни взаимосвязи аграрной и семейно – брачной обрядности. Это позволяет углубить представление о народной культуре, осознать сложность духовного мира человека через язык вещей.

Разработка плана дополнительного комплектования. В плане указываются названия предметов, которые необходимо выявить, места комплектования, перечень лиц, с которыми необходимо встретиться, какой материал можно и нужно от них получить.

Указывается, какие необходимо изготовить новоделы (копии) предметов, в какие архивы и организации обратиться и что от них нужно получить и т. д.

Разработка тематико-экспозиционного плана – составление на основе тематической структуры перечня конкретных экспонатов, их группировка в отдельные тематические комплексы, подготовка ведущих текстов экспозиции. В тематико-экспозиционном плане указывается место расположения предметов (витрина, подиум, стенд).

Разработка проекта художественного решения экспозиции. Разработанный и утверждённый тематико-экспозиционный план передаётся художнику – оформителю, который разрабатывает художественный проект оформления экспозиции. Очень важно, чтобы и автор тематико-экспозиционного плана представил своё видение художественного решения экспозиции.

Размещение предметов в экспозиции

Содержание экспозиции определяется не только подбором экспонатов, но и их размещением на определенной площади. Самой удобной для обозрения площадью считается экспозиционный пояс. Это вертикальная площадь шириной около 1,5 м. Нижняя граница начинается на расстоянии 0,7- 0,8 м от уровня пола, верхняя граница находится на высоте примерно 2,5 м от уровня пола. Исходя из этих размеров, устанавливается высота витрин, шкафов.

Общие правила размещения предметов:

  1. предмет, несущий основную смысловую нагрузку в комплексе, называется ведущим; он должен быть размещён таким образом, чтобы мог сразу привлечь внимание. Его необходимо каким-то образом выделить (оставить вокруг него свободное место, поместить на контрастный фон, создать подсветку);
  2. крупные предметы обычно размещаются внизу на подиуме или вверху вне экспозиционного пояса;
  3. мелкие предметы, изображения, документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз или в витрине;
  4. предметы группируются так, чтобы комплекс воспринимался в единстве (например, рядом с деталями народной одежды можно поместить фотографии с изображением людей в такой одежде);
  5. карты, диаграммы, чертежи, планы, тексты играют в экспозиции важную роль и могут размещаться как на стендах, так и в турникетах;
  6. необходимо избегать перегрузки экспозиции материалами.

Тексты в экспозиции

Ведущий текст, определяющий идею раздела, темы, помещается на видном месте, обычно вверху экспозиционного пояса, с таким расчетом, чтобы каждый посетитель сразу обратил на него внимание.

Пояснительный текст содержит краткую характеристику тех событий, явлений, о которых рассказывают экспонаты, поясняет целостность экспозиционного материала. Обычно размещается внутри комплекса.

Этикетаж – это названия отдельных предметов. Даёт краткий ответ на вопросы: кто? что? где? когда? Размещается под отдельными предметами или группой предметов.

К картинам, предметам декоративно-прикладного творчества дополнительно указывается фамилия, инициалы автора, материал, техника.

Оформление экспозиции осуществляется в соответствии с тематико-экспозиционным планом и эскизом. Для её оформления целесообразно приглашать художника-оформителя.

Комплектование фондов

План комплектования фондов составляется одновременно с изучением литературы по истории края, села и т.д. При составлении плана комплектования определяются: тематические аспекты, соответствующие им объекты комплектования (материалы, подлежащие сбору), выделяются источники комплектования (учреждения и частные лица).

Поиск и сбор материалов ведётся по разным направлениям и различными методами.

Способы комплектования фондов:

  • систематическое комплектование - сбор коллекций однотипных музейных предметов;
  • тематическое – сбор разнородных музейных предметов, отражающих конкретную тему.

Формы комплектования музейных фондов весьма разнообразны:

  • сбор материалов у частных лиц и в учреждениях (источники комплектования точно известны);
  • подворный или поквартирный обход с целью выявления и комплектования материалов;
  • экспедиции – специальные поездки группы людей для изучения определённой темы и проведения собирательской работы.

Работа по комплектованию фондов должна быть целенаправленной, нельзя просто вести сбор «интересных» предметов, документов, фотографий и т.д. (одна фотография или семейный альбом; одно письмо или личный архив).

Фонды должны раскрывать и документировать избранную тему.

Материалы, собранные в уголке народного быта, должны отражать тему максимально возможно полно и глубоко.

Собирательская работа оправданна и не является преступлением перед историей и потомками только при наличии подготовленного помещения и оборудования (сохранность экспонатов, ответственность за них).

НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА

Фонды представляют собой собрание различных предметов, соответствующих данному профилю и тематике. Хорошо подобранные фонды позволяют не только создать содержательную, насыщенную, яркую экспозицию, но и постоянно обновлять и развивать её, организовывать выставки. Материалы фондов подразделяются на 2 основные группы: основной и научно-вспомогательный фонд.

В основной фонд входят подлинные предметы:

  • вещевые источники : памятники истории производства, орудия труда, производственный инвентарь, образцы сырья и готовой продукции; предметы быта, в том числе домашняя утварь, одежда, обувь, головные уборы, украшения, мебель; монеты, бумажные денежные купюры, медали, значки и пр.
  • письменные источники: научные и литературные труды, рукописи, книги, брошюры, журналы, газеты, афиши, листовки, плакаты, разнообразные документы (почётные грамоты, дипломы, свидетельства, трудовые книжки, мандаты, приглашения, удостоверения, аттестаты, письма, дневники, записки, справки - всё, что характеризует жизненный путь человека или предприятия) и пр.
  • изобразительные источники: фотографии, фотонегативы, подлинные картографические материалы, чертежи, планы, плакаты, подобранные в соответствии с тематикой музейного комплекса;
  • фоно и киноисточники: предметы, на которых с помощью технических средств зафиксирована звуковая или видеоинформация.

К научно-вспомогательному фонду относятся точные воспроизведения подлинников и их научная реконструкция (фото и ксерокопии письменных и печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муляжи, слепки), карты, таблицы, схемы, тематические рисунки, гербарии и т.д.

Учетная документация

Основным документом учета и охраны материалов является инвентарная книга, в которой записываются материалы основного фонда. Инвентарная книга должна соответствовать утверждённому стандарту (см. приложение № 1).

Требования к ведению книги. Запись в инвентарную книгу должна производиться в соответствии с приёмо-сдаточным актом, по которому предметы поступают в музей. Характеристика предмета, вносимая в книгу учёта, должна соответствовать следующим требованиям: начинаться с названия предмета в именительном падеже. Например, книжка красноармейская, кружка алюминиевая, каска солдатская и т. д. Должна содержать краткое описание внешнего вида, данные о сохранности и материале, из которого изготовлен предмет. Для книг, брошюр и тетрадей указывается количество листов, для фотографий — краткий сюжет. Если на фотографии изображены люди, то необходимо перечислить их поименно слева направо; количество предметов одного наименования; способ поступления (кем найден или подарен, передан предмет), указывается наименование экспедиции учащихся, учреждения или фамилия, имя, отчество и адрес человека, передавшего предмет (обязательно указывать на временное или постоянное хранение); краткие сведения о самом предмете (место и время его изготовления, если есть возможность установления таких данных), его предыдущая история (легенда), назначение и способ употребления.

В графу «Примечания» заносятся дополнительные сведения о предмете, полученные уже после записи в инвентарную книгу. Обязательно проставляется дата записи.

Книга учета научно-вспомогательного фонда.

В ней учитываются дубликаты предметов, содержащихся в основном фонде (5-7 шт.), копии документов, фотографий, реконструкции предметов (точные воспроизведения подлинников), фото и ксерокопии письменных и печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муляжи, слепки, карты, таблицы, схемы, тематические рисунки, гербарии и т.д.

Каждый музейный уголок должен иметь учетную документацию не только на музейные предметы, но и на экскурсии, массовые мероприятия, посещения. Кроме этого заводится книга отзывов и предложений (запись производится только на одной стороне листа).

ВОЗМОЖНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЭКСПОЗИЦИИ

Работа над экспозицией в первую очередь предполагает изучение экспонатов, что в дальнейшем позволит ответить на вопрос: чем можно раскрыть тот или иной раздел периода, какой местный материал наглядно и убедительно донесёт до посетителей жизнь села.

Различными могут быть и хронологические рамки музейной экспозиции. Её можно создать, начиная с древнейших времён и до наших дней (если располагаете документами, фондами), а можно представить в музее историю села, начиная с более позднего исторического периода. Всё это очень индивидуально.

Музей сегодня является той нитью, которая связывает прошлое и настоящее. В музейных экспозициях необходимо отразить не только прошлое, но и настоящее села, его динамичное развитие. Интерактивная экспозиция (презентация слайд-шоу) «Наш край сегодня» может стать своеобразной визитной карточкой села, внести неоценимый вклад в формирование позитивного имиджа села, посёлка, города.

Последние годы привнесли в музейную экспозицию динамику, выразившуюся как в привлечении современных технических средств, так и в динамизме авторской интерпретации экспозиционной темы. Современная экспозиция строится на основе разнообразного выбора технических, литературных, поэтических, музыкальных, скульптурных, драматических, аудиовизуальных и др. материалов.

создаём уголок истории села, то можно воспользоваться очень простым приёмом, назвав экспозицию «Страницы истории села». Первая страница рассказывает о дате создания села, вторая – об известных людях этого села, третья – о дне сегодняшнем и т. д.

А вообще, разделы экспозиции села могут быть многообразными. Например, «Истории славные вехи», «Моё село в прошлом, настоящем и будущем», «Село мое – моя судьба», «Ой, ты, Русь моя, родина светлая». Здесь будет собран и представлен историко-краеведческий материал, фотоматериалы, иллюстрации, описание истории села с момента его возникновения.

Значимое место в экспозиции должен занять раздел о знаменитых людях под названием «Почётные граждане села», «Твой след на земле», «Цена человеку – дело его» и др. В разделе «А слава тех не умирает, кто за Отечество погиб», «И помнит мир спасённый…», «Путь в бессмертие» будут экспонироваться документы, фотографии, письма с фронта, переписка с однополчанами, личные вещи солдат, трофеи. Среди них – материалы об уроженцах села, альбомы со списками погибших односельчан.

Разделы «Фронтовики и труженики тыла в моей семье», «Трудовая доблесть села», «Таланты родного края» расскажут о жизни и труде односельчан. Здесь можно поместить грамоты и медали, фотографии знаменательных трудовых событий села и передовиков, материалы о жизненном пути и достижениях знатных земляков, о писателях, поэтах, художниках, композиторах, мастерах народных промыслов, умельцах.

В уголках народного быта можно оформить раздел «Времён связующая нить» по темам, как например: «Устройство и убранство избы», «Ремесло и рукоделие», «Русское народное творчество», «Традиции и обряды в жизни русского человека», «Русский народный костюм», «Предметы быта», «Что предметы старины рассказать тебе должны», «Из волшебного сундучка, со старинного чердака», «Как жили наши предки», «Семейные реликвии» и др.

«Красный угол» в русской избе

«Красный угол» в русской избе

Сундук для хранения одежды и коллекция вышитых рушников

Сундук для хранения одежды

Русская изба

Русская изба
Изба, побеленная мелом и покрытая камышом. На стене, которая выходит на подворье, под стрехой-пеленой размещены орудия сельскохозяйственного труда.
(Фотографии музея этнографии Старооскольского лицея №3)

ФОРМЫ РАБОТЫ НА БАЗЕ ЭКСПОЗИЦИИ

Все вышесказанное подчеркивает значимость одного очень важного тезиса – чтобы быть востребованной новыми поколениями посетителей, музейная экспозиция должна быть «живой». Живой в смысле постоянного поиска не только экспонатов, но и поиска новых форм и методов культурно-досуговой деятельности, которая позволяла бы не¬прерывно «держать» аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней интерес к творчеству и обучению. А это, в свою очередь, опреде¬ляется творческой гибкостью руководителей домов культуры и сельских клубов.

Создав и оформив экспозиции по истории села, уголкам народного быта, клубные работники смогут разнообразить формы своей деятельности. Они получат возможность проведения таких мероприятий, как экскурсии, молодежные историко-краеведческие викторины, музейные уроки, встречи с интересными людьми, литературно-музыкальные гостиные, мастер-классы, ситуационные и деловые игры и др. на базе экспозиций. Причём эта деятельность должна быть нацелена не только на одноразовые контакты с аудиторией, но и дальнейшую поисковую работу. Так как экспозиция должна расширяться и обновляться на основе новых материалов, на все это нужны финансовые средства. Важно, если у клуба будут единомышленники из числа руководителей местной администрации, жителей и читателей, знаменитых земляков (актив клуба).

На базе каждой экспозиции целесообразно создать при доме культуры кружок или клуб. Например, краеведческие клубы «Связь времён», «Истоки». Именно с их участниками работники ДК будут вести поисковую и исследовательскую работу: «Как нас зовут? Где мы живём?». Участники клуба смогут изучить возникновение самых распространённых фамилий сельчан, собрать данные для оформления генеалогического древа своих родов.

Неотъемлемой частью деятельности культурно-досуговых учреждений является работа с детьми. Рекомендуем запланировать краеведческие часы: «Заветы доброй старины», «Старину мы помним, старину мы чтим», «Этот светлый праздник Пасха», «Легенды и предания села», «История села», «История сельской церкви», вечера-встречи с участниками Великой Отечественной войны и труда, воинами-интернационалистами, участниками локальных войн. В ходе этих встреч присутствующие смогут поближе познакомиться со своими земляками, а экспозиция музея вполне возможно пополнится новыми экспонатами.

Также в доме культуры на базе экспозиции по истории села рекомендуем проведение следующих мероприятий:

  • Дни знаменитых земляков «Человек с именем»;
  • День малой Родины «В моем селе – моя судьба»;
  • вечер чествова¬ния людей труда «Мне по этой дороге идти интересно»;
  • уроки краеведения «Что имеем, то храним»;
  • часы интересных сообщений «Без добрых дел – нет доброго имени»;
  • встречи со старожилами села «Жизнь прожить – не поле перейти»;
  • встречи с народными умель¬цами «Живет в селе мастер»;
  • краеведческая игра для школь¬ников «Мое открытие малой Родины»;
  • праздник краеве¬дения «Все, что во имя Отечества – свято»;
  • брейн-ринги «Традиции и быт русского народа»;
  • вечера воспоминаний «Этот старый забытый альбом».

Для детей, подростков и молодёжи можно организовать «крае-ведческие среды», во время которых они учатся составлять родословные своих семей, вести диалоги со старожилами села, восстанавливать старинные предметы, изучать природу своего края (флору и фауну, редкие виды, занесенные в Красную книгу, заповедные места).

В последнее время во всем мире возрастает интерес к возможности сохранения культурного наследия, уникальных исторических памятников для будущих поколений. Одним из решений этой проблемы является применение компьютерных технологий для продвижения музейных экспозиций. Сегодня очень популярны виртуальные экскурсии по экспозиции.

Основными преимуществами виртуальной экскурсии являются доступность, возможность многоразового просмотра. Созданный виртуальный тур может быть размещен на компакт-дисках для последующего использования, в том числе в коммерческих целях, на сайте – для удаленного доступа пользователей.

Уже ни для кого не секрет, что историческая реконструкция становится все более популярной – сегодня это не просто игра для 13-15-летних мальчишек и девчонок, увлеченных духом старины, но и просветительская деятельность.

Детей больше интересует внешняя сторона. Их можно одеть в народный костюм, разучить народный танец, песню, провести мастер-класс по плетению из лозы, изготовлению жалейки и т. д., а то, что у них получится, дети смогут забрать с собой в качестве сувенира. Таким образом, они не только услышат, увидят, сфотографируются, но и что-то сделают своими руками, что-то с собой унесут на память – это очень важно. Информация ещё запомнится и на уровне моторики.

В день знаний, например, можно подготовить праздничный вариант программы «Как учили на Руси». Дети узнают, кого и как учили на Руси, попробуют писать перьями, поиграют в народные игры. Закончится программа проведением чаепития.

Участвуя в создании и деятельности экспозиций по истории села, уголков народного быта, работники клубных учреждений, помимо решения задач совершенствования содержания и методов воспитания вносят неоценимый вклад в дело выявления, сохранения и использования объектов материального и нематериального культурного наследия.

Хочется надеяться, что они станут интересными и востребованными для посетителей всех возрастов, центром живого общения с прошлым и настоящим.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КНИГА ПОСТУПЛЕНИЙ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ОСНОВНОГО ФОНДА) НА ПОСТОЯННОЕ ХРАНЕНИЕ
(ДЛЯ МУЗЕЕВ, КРОМЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ)

№ п/п Дата записи Время, источник и способ поступления, сопроводительные документы, N акта Наименование и краткое описание предмета (автор, дата, место происхож дения, надписи, подписи и пр.) Количество предметов Материал и техника Размер. Вес для драг. металлов и камней Сохранность Стоимость (при покупке), акт закупочной комиссии В какой отдел или собрание поступил № научного инвентаря Примечание.
Место нахождения предмета (запись карандашом). Акты о временной передаче, изъятии и т.п.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
                       

КНИГА ПОСТУПЛЕНИЙ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА ПОСТОЯННОЕ ХРАНЕНИЕ
(ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ)

№ п/п Дата записи Автор
(школа, эпоха)
Наименование, краткое описание предмета (подписи, даты и т.д.) Сохранность Материал и техника Размер, вес (для драг. металлов и камней) Время, способ и источник поступления, происхождение предмета, акты экспертизы и сопровождающие документы Цена, если предмет приобретен Куда предмет передан с распиской получившего Инв. № Количество предметов Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
                         

ЛИТЕРАТУРА

Анциферов Н. Экспозиционный комплекс // Методика литературной экспозиции. М., 1957. С. 49-67.

Арзамасцев В. Задумываясь над тайнами своего ремесла //Мир музея. 2000. № 6. С. 30-36; 2001. № 1. С. 20-24.

Ашукин Н. Музей и школа //Народное просвещение. 1918. № 23-25. С. 3-5.

Барковский В. Г и др. История нашего края. Калининград, 1989. С. 55-159.

Батурин В., Драк А. Здесь, сейчас и нигде больше //Сов. музей. 1983. № 1.С. 68.

Гнедовский М. Б. Роль сценария в экспозиционной работе музеев // Актуальные проблемы советского музееведения. М. : Изд. Центр, музея Революции СССР, 1987. С. 37-49.

Гнедовский М. Б. Проектирование прошлого и музей будущего: метаморфозы проектного подхода в музейном деле // Социальное проектирование: прорыв к реальности: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1990. С. 85-100.

[Гнедовский М. Б.] «Путешествие обещает быть увлекательным»: (Сценарные предложения к проекту новой экспозиции Государственного Дарвиновского музея) //Музееведение. Ребенок в музее / Рос. ин-т культурологии. М., 1993. С. 141-149.





ОБ ИЗДАНИИ

О прошлом память сохраняя: методические рекомендации по формированию и использованию экспозиций по истории села, уголков народного быта в культурно-досуговых учреждениях ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»; ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры», (сост.: А. Калашникова, Н. Шатерникова).- Белгород, 16 с.


Ответственный за выпуск: Н. О. Андросова


ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры»

г.Белгород, ул.Мичурина, д.43

Тел.: 8 (4722) 26-84-96, 31-10-16

e-mail: bgmnk@mail.ru

Сайт: www.бгмнк.рф


ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»

г.Белгород, ул.Широкая, д.1

Тел.: 8 (4722) 21-36-52

e-mail: bgcnt@rambler.ru

Содержание