Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

Сколько споров и разных мнений сейчас у нас о школьной форме. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Давайте вернёмся в прошлое и убедимся в том, что у школьной формы в России очень богатая история.

До 1917 года она была сословным признаком. С принятием закона в 1834 году, утвердившим отдельный вид гражданских мундиров, в царской России появляется школьная форма, к которой относились гимназические и студенческие мундиры. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Состояла из фуражки, обычно светло-синего цвета с черным козырьком и темно-синего или темно-серого мундира с обшитым серебряным воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.

f1Форма для девочек была утверждена на целых 60 лет позже мальчуковой — в 1896 году. Это был весьма строгий и скромный наряд: коричневое платье и фартук - именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона. Но цветовая гамма школьной формы была разной у каждого учебного заведения: у младших она была темно-синей, для 12-14-летних — почти цвета морской волны, а у выпускниц — коричневая.

После революции, в рамках борьбы с наследием царского режима в 1918 был издан декрет, полностью отменявший ношение школьной формы.

Период «бесформенности» длился до 1949 года. Обязательной школьная форма становится лишь после Великой Отечественной войны.

f2В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. У девочек форма осталась прежней, и тогда мамы-рукодельницы стали шить своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

f3f4f8

В фондах музея народной культуры хранится школьная форма мальчиков и девочек разных лет, чёрные и белые фартуки, ажурные вязанные воротнички и манжеты.

f5f6f7

Проходят годы, и в 1992 году решением Правительства России с введением нового Закона об образовании школьную форму отменяют. В школу разрешается ходить в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.

f9Сегодня мы переживаем очередную смену ценностей в общественном поведении и взаимоотношениях друг с другом. Но школа - это общественная организация, и одежда для нее должна быть пусть немного, но формальной. Такая одежда приучает нас к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой и в то же время не уничтожать индивидуальность. Школьная форма должна дисциплинировать, приучать детей к тому, что выделяться можно и нужно не дорогой одеждой, а умственными и творческими способностями.

f10И как всё-таки приятно, что ностальгия по школьной форме сохранилась, и на последний звонок сегодняшние выпускницы одевают коричневые и синие платья с кружевными и атласными фартуками, напоминающие об историческом прошлом школьной одежды.