Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

«Грибки да кисельки, щи, кашки в ста горшках»,

А. С. Грибоедов.

 

На протяжении многих столетий горшок был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян.

Слово«горшок» происходитот уменьшительного слова «горн». Горн - горнец - горнчек - горншек - горшок. Русские горшки всегда были двух видов: для приготовления пищи (печные горшки) и для хранения пищи (молока, ягод, круп).

71

Горшки на Руси имели свыше десятка разновидностей. Горшки исключительно редко декорировались, это было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

Каждый горшок имел свое название и назначение: для приготовления первого – «естальник» или «щаный», для каши – «кашник», для томления грибов, ягод и раков – «махотка», для мясных продуктов горшки именовались «горшевятко», а вот для изготовления различного рода напитков (варки пива, медов, браг, согревания воды) – «корчага».

46

Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями - придать сосуду прочность, влагоустойчивость.

3528

Для придания пластичных качеств глину по старинке промораживают два-три года. Для этого добытую из пласта глину, отделённую от камешков и корешков, замачивали и сбивали в «бабы» - конусообразные горки, которые оборачивали мешковиной. Зимой «бабы» насквозь промерзали, а летом полностью высыхали на солнце. После этого глину замачивали отваром ржаной соломы и разбалтывали до густоты жидкого киселя, оставляя «кваситься» до осени. Осенью снова разбалтывали и процеживали, разливая в лотки, обтянутые мешковиной. Промороженная глина весной оттаивала, и вся лишняя влага утекала по кристаллам льда. Для длительного хранения глину убирали в подвал или погреб. По мере надобности её проминали ногами в топанце, а затем так пробивали руками, чтобы из теста вышли все пузырьки воздуха. После двух-трёх суток вылеживания в теплом помещении глиняное тесто готово к работе. Важно, чтобы вода для замачивания глины не была жёсткой, поэтому, как правило, брали чистую дождевую воду.

Горшки и вообще посуда в народном представлении различалась по «роду» и «полу». Хозяйки, покупая новый горшок, постукивали его и прислушивались, если звук глухой, то в этом горшке борщ не будет удаваться; если же звук тонкий, звонкий, то это «горшица» и все сваренное в нем будет вкусно.

9Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если горшок давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов. Про такой горшок в русской деревне была загадка: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал».

В поверьях народа горшок осмыслялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок (череп). Интересно также отметить, что в народном сознании четко проводится параллель между судьбой горшкаи судьбой человека. Это находит свое выражение в загадках, где рассказывается о рождении горшка,его жизни и смерти, а также в таких параллелях, как «ломаный горшок — брошенная жена», «девки — посуда аховая: и не увидишь, как разобьется» и т. п..

Горшок использовался также как атрибут некоторых обрядовых действий на свадьбах. Так, по обычаю, «свадебщики» во главе с дружкой и свашками утром приходили бить горшки к помещению, где проходила первая брачная ночь молодых, пока они еще не вышли. Битье горшков воспринималось как демонстрация перелома в судьбе девушки и парня, ставших женщиной и мужчиной.

Горшок нашел себе довольно широкое применение в погребальной обрядности. Так, в ряде мест России был распространен обычай разбивать горшки при выносе из дома покойника. Этот обычай воспринимался как констатация ухода человека из жизни, дома, деревни.

Кроме того, покойника через два часа после смерти обмывали водой, взятой из нового горшка.После употребления его уносили подальше от дома и закапывали в землю или бросали в воду. Считалось, что в горшке с водой сосредотачивается последняя жизненная сила человека, которую сливают во время обмывания покойника. Если такой горшок оставить в доме, то покойник будет возвращаться с того света и пугать живущих в избе людей.

10В поверьях русского народа горшок часто выступал как оберег. Разбитые горшки сажали на колья в заборе, считая, что это предохраняет кур от хищных птиц (ястребов), сглаза и прочих бед. Отбитое горло кувшина или горшок без дна служил у русских воплощением куриного бога; их вешали обычно в курятнике, чтобы кикимора или домовой не тревожили кур. А также чтобы куры лучше неслись.