Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

s9Cундук - типичная мебель русского интерьера ХVII-ХIХ веков. Сундук - большая деревянная емкость с навесной на петлях крышкой, используемая для хранения различных предметов одежды и домашнего обихода. Термин сундук (сандук) имеет арабское происхождение и появляется в русских письменных источниках только с XVI в. Позднее он начинает объединять в себе такие понятия, как укладка, ящик, емкость определенной конструкции для хранения одежды и бытовых предметов. Сундуки изготавливались из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек. Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина. Сундуки имели внутренние или наружные замки, часто эти запоры делались «с секретом», и их открывание сопровождалось мелодичным звоном или музыкой. Внутри сундука, в верхней его части, часто делались специальные отделения для хранения мелочей - узенький ящик сбоку во всю ширину сундука. Иногда для мнущихся вещей в сундуке устраивались в несколько рядов съемные лотки.

s8Производство сундуков всегда носило кустарный характер, поскольку требовало в процессе изготовления мастеров различных специальностей: плотников, слесарей, маляров, живописцев. Производились сундуки самых разных размеров с таким расчетом, чтобы их при транспортировке на ярмарку можно было вложить друг в друга. Такие наборы сундуков имели специальные названия: тройки, пятерики, стая – шестерики, семерики. Мастер за год делал около 150-200 сундуков-заготовок, называвшихся «голье», «белье», «рубашка». Наибольшее развитие сундучный промысел получил в Нижегородской, Пермской, Владимирской, Вятской, Воронежской и Курской губерниях. Мастера Великого Устюга обслуживали все губернии Севера, а тюменские - Западную Сибирь. Все центры производства имели свои ярко выраженные отличительные особенности. Так, изделия из Нижнего Тагила выполнялись преимущественно из соснового или кедрового дерева и сплошь оковывались белым железом – жестью с орнаментом чеканной работы. Помимо этого, на боковых стенках делались круглые или сердцевидные выемки, куда вставлялись «зеркала» из полированной жести. Часто крышка, передние и боковые стенки сундуков украшались расписными жанровыми сценами, достигавшими иногда восьми различных сюжетов.

s1s4s6

s2Макарьевские сундуки украшали полосами жести, набитыми прямой или косой решеткой, или квадратами жести, расписанными букетами, вазонами, плодами, птицами, венками. Последние назывались «подносными». Полосы жести декорировали печатным узором или их протравливали купоросным маслом и азотной кислотой. В великоустюжских сундуках под полосы набитого просечного металла подкладывалась цветная слюда. Холмогорские мастера обивали свои изделия красной юфтью или тюленьими шкурами. s5Изнутри сундуки часто обивались миткалем, коленкором, обклеивались бумагой. Делались также и небольшие простые сундуки, называвшиеся «солдатскими», которые брали с собой на службу новобранцы.

Крупнейшими ярмарками, откуда сундуки расходились по всей стране, были Макарьевская и Ирбитская. Общее число привозимых туда сундуков достигало двухсот тысяч.

В XVIII - XIX вв. сундуки являлись наиболее характерной мебелью для крестьянского быта. Их числом измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений.

s3В каждой избе, в каждой хате обязательно был сундук. Самый древний прототип сундука и шкафа - колода, выдолбленная из ствола дерева. Когда начали делать крышки - такая колода получила название кубел.

«Потом люди научились делать грубо сколоченные ящики - лари; когда ларь накрыли крышкой, появился сундук. Понадобились века, чтобы сундук обрёл замок, чтобы его обили полосами железа, а с торцов прибили ручки. Он стал надёжнее как хранилище имущества, добра, и его теперь была легче в случае надобности, перенести или перевезти» (К. Буровик).

s7Сундук - хранилище добра, на нём могли спать и сидеть. Каких только сундуков не делали: с прямой и горбатой крышками, с музыкальными замками, на колёсиках, большие и маленькие, гладко крашеные и расписанные яркими узорами. В нашей области особенно славились новооскольские сундуки.

Старший научный сотрудник музея Басаргина А.А. вспоминает: «Мой дед, Макиёв Пётр Аксентьевич, делал столы и сундуки; заказчиками были не только жители Томаровки (Яковлевский район), но и окрестных сёл. Наш дом в Томаровке летом 1943 года немцы разобрали на блиндажи. Из всего имущества у нас остался только сработанный дедом сундук. Он занимал много места в комнатушке, которую мы снимали, но зато был многофункционален. В одном углу его хранилась наша убогая одежонка, в другом - кое-что из продуктов. Сундук был обеденным столом, за ним я делала уроки, а ночью мы на нём с бабушкой спали. Жаль, что не сохранили мы этот чудо-сундук».

Сундуки нынче не в моде, и место их теперь - в сараях.