Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

С глубокой древности человек окружает себя красотой: украшает резным узорочьем дом, расписывает предметы быта, жилище наряжает ткаными рушниками, скатертями и коврами. До сих пор наш дом немыслим без ковровых изделий, которые создают уют, тепло и красоту в нём. Фонды музея народной культуры насчитывают более 50 домотканых ковров ручной работы - настоящее «ковровое богатство»!

Ковры

 

В ХVIII-ХIХ веках ковровый промысел был распространён во всех основных уездах Курской губернии: Белгородском, Старо-Оскольском, Фатежском, Корочанском, Щигровском, Грайворонском. Центром была Суджа.

Ковровое искусство в нашей местности возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. Развитию традиций ковроделия в сёлах нашего региона также способствовал давний обычай готовить ковры к свадьбе. На праздники и в дни семейных торжеств ими покрывали сундуки и кровати. Яркие, насыщенные краски ковра придавали событию особую эмоциональную приподнятость.

Параллельно с народным ковроткачеством, развивавшимся в условиях домашнего ручного производства, в конце ХVIII – начале ХIХ веков в усадьбах курских помещиков создаются ковровые фабрики и мастерские. Это были небольшие производства – типичные мануфактуры, основанные на ручном труде крепостных и вольнонаёмных крестьян. Расцвет усадебного ковроделия относится к 20-40 годам ХIХ века, когда в Курской губернии существовало более тринадцати ковровых фабрик и заведений.

Ковры

 

Крестьянское ковроткачество периодически представлялось на выставках естественных и мануфактурных производств. Показ крестьянских ковров указывает не только на их художественные достоинства, но и на распространение этого искусства в народе.

Ковроткачество в домашних условиях – это длительный и трудоемкий процесс. На изготовление одного самотканого ковра уходило более 2-х лет, в нем участвовали мужчины, женщины и дети. Год на заготовку сырья –  шерсти и пряжи, и год на  процесс ткачества. Старались выткать «год работы», поэтому иногда работали группами, помогая друг другу. Непосредственно тканьём ковров занимались в народной среде обычно женщины, которые не только пряли и красили шерсть, но и сами изготовляли яркие красители из местных трав, собирая их каждую весну в лесах и полях. Это кора ольхи, кора яблони, кожура лука, петушки, также использовали и покупные растительные красители: сандал, морену, индиго.

Ткали ковры, дорожки, застилки на ручных станках, используя разнообразную технику ткачества: ремизную, браную, выборную, переборную, закладную. Старинные народные ковры, как правило, выполнялись по памяти, без образца и рисунка перед глазами, на основании многовековой традиции и знания стиля рисунка, его орнаментальных форм.

Музейная коллекция ковров по способу изготовления подразделяется на два вида: двухполосные и цельные. На ручном горизонтальном ткацком станке ткали узкие (в ширину станка) полотнища, затем два сшивали и получали большой двухполосный ковёр. Шов в ковре тщательно маскировался и не нарушал рисунок. Это ковры, привезённые из Ракитянского, Ивнянского и Старооскольского районов.

Цельные ковры представлены образцами из Губкинского и Чернянского районов Белгородской области и Суджанского и Обоянского районов Курской области. Ковры изготовляли на вертикальном ткацком стане, без шва. Поверхность таких ковров гладкая, рисунок лицевой стороны идентичен изнаночной. Эти ковры называют также двусторонними.

Ковры

 

Большое собрание ковровых изделий собрано в Ивнянском районе. Во время экспедиций (уже в начале ХХI века) мы видели, что во многих домах сёл Драгунка, Хомутцы, Новенькое, Верхопенье продолжают украшать интерьеры небольшие двухполосные ковры, застилки на кровати с рисунками в полоску, в шашку, кругами, простейшими геометрическими мотивами, еще сохранялось «новьё» в сундуках и шкафах. И это не случайно, ведь предметы народного ткачества были непременной принадлежностью всех обрядов с момента рождения человека и до его смерти. Для людей, которые выросли на этих традициях, рукотворные предметы и сейчас продолжают оставаться огромным богатством.