Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

ГрибаткаВ собрании нашего музея выделена коллекция старинного народного костюма, насчитывающая около четырёх тысяч подлинных предметов.

Совсем небольшую часть из них составляют украшения, так как до наших дней дошло очень малое количество старинных украшений, входивших в крестьянский костюм. Тем более ценны те «крупицы», которые удалось собрать.

В сёлах Красногвардейского, Красненского, Алексеевского районов (в XIX веке они входили в Бирюченский уезд Воронежской губернии) с понёвным комплексом в праздники надевали грибатку.

Грибатка – женское нагрудное украшение, изготовлена из трёх полос чёрной тесьмы, обнизанных бесцветным прозрачным бисером и соединённых между собой также с помощью бисера. На концах тесьмы симметрично нашиты розетки в виде кружка, расшитого радиально цветным гарусом и золотными нитями, бисеринками, пайетками. В центр розетки вшита оловянная пуговка, по краю пришит нанизанный на нить крупный стеклярус.    

К концам тесьмы пришиты подковообразные розетки с аналогичным декором, соединённые между собой витым шнурком из разноцветных шерстяных нитей.

Словарь терминов:

Бисер – мелкие округлые бусины (чаще - стеклянные) с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетением. Также бисер используется в вышивке и мозаике.

Стеклярус - трубочки из цветного стекла — изготовляются разных размеров, цветов, формы (в том числе витой и граненый). Главный размер стекляруса — его длина. Чаще всего стеклярус имеет острые края (хотя есть и стеклярус с оплавленными краями), поэтому для работы необходимо использовать прочные нити в несколько сложений, а по краям стекляруса можно помещать бисеринку (если, конечно, схема изделия позволяет).

Пайетка – второе название – «блёстка». Мелкая плоская либо рельефная чешуйка из блестящего материала круглой или многогранной формы, с отверстием в центре. Пайетки использовалась для декорирования головных уборов, поясов, сарафанов, понёв, нагрудных украшений.

Гарус – старинная шерстяная (или хлопчатобумажная) кручёная мягкая пряжа. Цветные шерстяные нити использовались для вышивания понёв, изготовления украшений и пр.

Розетка – украшение круглой формы. Применялось для декорирования головных уборов, нагрудных украшений, верхней одежды и пр., выполнялась из ткани, шерстяных нитей, бусин, бисера, стекляруса, пайеток. В зависимости от традиций выполнялась в виде обшитого кружка с декором из ткани, нитей, бисера, бусин, стекляруса, пайеток, либо - в виде цветка – полоску ткани сосбаривали по одному краю, затягивали нить таким образом, чтобы получился круг в виде стилизованного цветка, в серединку вшивали пуговку, крупную бусину и т.п.