Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

В фондах нашего музея хранится флакончик с остатками духов «Красная Москва». Эти духи были так ценны для их владелицы, пользовалась ими она так редко, берегла для торжественных случаев…. Вот и осталась драгоценная когда-то жидкость во флаконе, вместе с ним попав в музей.

Что же мы знаем о духах «Красная Москва»?

Духи «Красная Москва»Духи «Красная Москва»

Многие могут сказать, что это «аромат мамы» или «любимые духи моей бабушки». Кто-то вспомнит: эти духи – легенда советской парфюмерии, символ эпохи. Люди старшего поколения подтвердят, что в пятидесятых-шестидесятых годах ХХ века духи «Красная Москва» были для каждой женщины знаковым, престижным предметом, признаком роскошной жизни. И кстати, далеко не каждая женщина тогда обладала этим богатством.

Духи «Красная Москва» были самыми популярными духами производства фабрики «Новая Заря» в Советском Союзе, по своим качеству и свойствам они не уступали своим французским аналогам. Бренд «Moscou Rouge» (под таким названием духи экспортировались за рубеж) известен и почитаем знатоками парфюмерии во всём мире. В 1958 году на Международной выставке-ярмарке в Брюсселе духи «Красная Москва» получили Золотую медаль. С 1995 года они представляют Россию в Музее запахов «Осмотека» в Версале. А в 2000-м на Международной выставке-ярмарке парфюмерной продукции, проходившей в столице России, «Красная Москва» завоевала Гран-при.

Читать далее...

Эти духи живут уже долгую жизнь, название «Красная Москва» давно стало нарицательным, и далеко не всем сейчас известно, что созданы были они на московской фабрике «Брокар и К˚», владельцем которой был знаменитый московский парфюмер, обрусевший француз Генрих Брокар (1836-1900).

«Брокар и К˚»

Как и положено легендарным произведениям, история этого аромата полна мифов и тайн. По одной из легенд «Красная Москва» - это модифицированная версия знаменитых духов фабрики Брокар «Любимый букет Имератрицы». Легенда рассказывает, что летом 1873 года фирму знаменитого московского парфюмера Генриха Брокара посетила Великая Княгиня Мария Александровна, дочь Императора Александра II и жена английского герцога Эдинбургского. Она получила от Брокара весьма необычный подарок: прекрасную хрустальную вазу, полную изумительно сделанных восковых цветов, почти не отличимых от натуральных: розы, пармские фиалки, нарциссы, ландыши, ирисы, - каждый источал свой натуральный аромат. Запахи легко и приятно кружили голову и сливались в необычайный букет. Мария Александровна была чрезвычайно тронута подарком, она предложила назвать новые духи «Любимый букет Императрицы».

Согласно другой легенде, аромат «Любимый букет Императрицы» был создан для императрицы Александры Фёдоровны главным парфюмером фабрики «Товарищество Брокаръ и К˚» Августом Мишелем к 300-летию дома Романовых, которое праздновалось в 1913 году.

Духи «Красная Москва»Духи «Красная Москва»

Менее популярна версия, согласно которой духи «Красная Москва» созданы в середине 1920-х гг. при участии Полины Жемчужиной (жены будущего наркома В. М. Молотова) и не имеют прямого отношения к дореволюционным ароматам. Распространена также городская легенда об особом сходстве ароматов «Красная Москва» и «Шанель №5». При этом либо советские духи трактуются как попытка советской парфюмерной промышленности скопировать знаменитый французский аромат, либо утверждается, что французский аромат синтезирован Эрнестом Бо (до революции работавшим в Москве) на основе «Букета Императрицы».

Также есть разные версии исходного названия: «Сад Императрицы», «Любимый букет Императрицы», «Букет императрикс».

Духи «Красная Москва»Духи «Красная Москва»

В любом случае, новые духи произвели фурор вначале в Москве, затем в России, а следом и в Европе. «Императорские» духи начали экспортировать, а самые искушенные французы «гонялись» за ними. Через некоторое время Генрих Брокар получил официальное разрешение писать на своих товарах: «Поставщик двора её Императорского Высочества Великой Княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской», позднее – российского Императорского дома и испанского Королевского двора. Духи стали легендой и приобрели несравненную популярность в России и за её рубежами.

Духи «Красная Москва»

В 1917 году фабрику Брокара национализировали, легендарная «империя Брокара» превратилась в «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5». На фабрике остался работать главный парфюмер Август Мишель, работавший ещё с самим легендарным Брокаром, создавшим множество неповторимых ароматов. Именно француз Мишель в 1922 году выступил с таким предложением: не дело так называть предприятие, совсем недавно имевшее заслуженную мировую славу. Он предложил новой власти дать фабрике название «Новая Заря» - звучит красиво и вполне подходит духу времени. Так, с лёгкой руки старого француза-парфюмера «Товарищество Брокаръ и К˚» стало фабрикой «Новая Заря».

Но Мишелю не давали покоя легендарные духи, созданные самим Брокаром. Конечно, он прекрасно понимал: при новой власти невозможно не только сохранить их прежнее название, но даже нельзя точно выдержать технологию изготовления. Духи станут хуже, чем при Генрихе Брокаре, но Август Мишель мечтал оживить легенду, поэтому внёс следующее предложение: духи можно переименовать в «Красную Москву». И «люди в кожанках» вновь согласились. В 1924 году парфюмер переработал формулу аромата «Букет Императрицы», изменилось и название – «Красная Москва».

Духи «Красная Москва»Духи «Красная Москва»Духи «Красная Москва»

Несмотря на огромную популярность «Красной Москвы», Август Мишель был репрессирован в 1937 году, такая же участь постигла и художника Андрея Евсеева (разработал дизайн флакона) несколько лет спустя. Их имена больше нигде не упоминались. Но великие ароматы, ставшие предметом искусства, живут по законам, неподвластным жизни и смерти человеческой.

Рассказывая о духах, нельзя промолчать об их упаковке, поскольку выбирая аромат, мы обязательно обращаем внимание и на флакон, и на коробку.

Дизайн первого флакона и коробки «Красной Москвы» разработал художник Андрей Евсеев, много лет проработавший на предприятии Брокара. Ярко-красный фон коробки был расчерчен бело-золотыми перекрещивающимися экспрессивными молниеобразными линиями, также в её оформлении использовались небольшие золотые завитки. Сочетание чеканности линий с мягкостью завитков и обусловило тот авангардный стиль, который тогда начинал применяться в оформлении парфюмерной продукции во всем мире, а в нашей стране проявился впервые. Красный цвет теплый, и он отвечал теплоте аромата духов. Так же как и передающее оттенок жара золото. Завитки же означают томную игривость. Резкие изломы линий вполне соответствовали революционности названия. Форма флакона и внешняя упаковка духов с годами изменялись. Иногда духи одновременно выпускались и в разных флаконах, и в разных коробках. Особенно это практиковалось в 1950-е годы. В то время «Красную Москву» можно было увидеть и в вычурном флаконе с притертой стеклянной пробкой, и в простом по форме флаконе с завинчивающимся колпачком. Были также коробки, где круглая прямоугольная или овальная крышка-обечайка снималась с невысоких стенок основания, и просто картонные пачки. (Картонную коробку, изготовленную из одного листа и снабженную клапанами, допускается и принято называть пачкой). В 1960-е годы пришла пора унификации, и флакон с «Красной Москвой» производители все чаще помещали в пачку. Остальные варианты упаковки постепенно стали исчезать. Однако рисунок на упаковке оставался прежним. В 1970-е вдруг решили изменить оформление пачки. Прежний рисунок из зигзагообразных линий и завитков исчез, остался лишь красный цвет, но двух оттенков: темного и светлого. Вертикальная граница между темно- и светло-красным цветом делила коробку точно посередине, а на границе располагалась золотая буква «М», стилизованная под зубец кремлевской стены.

Скромный стеклянный флакончик открыл нам свою историю, тесно переплетённую с историей нашей страны.

Кстати, эти духи до сих пор выпускает московская фабрика «Новая Заря», и многие женщины новой, постсоветской формации, попробовав, оценили их по достоинству. Вот и получается, что кто-то, произнося «Красная Москва», подразумевает нечто старомодное, давно отжившее, для других это – та самая классика, которая, пройдя через время, остаётся в вечности, а для кого-то – приятный современный аксессуар.

Если надумаете купить их, знайте: в скромном флаконе, отдалённо напоминающем своей формой боярские палаты, а декором – зубцы Кремлёвской стены, заключены мечты Генриха Брокара, Великой Княгини Марии Александровны или Императрицы Александры Фёдоровны и грёзы множества давно ушедших русских красавиц.