Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

В фондах нашего музея хранится один из раритетных предметов мебели, который посетители могли видеть только на выставке «Раритеты музея», состоявшейся летом 2009 года. Это накомодное зеркало-псише в стиле «ампир» из полированного ореха, украшенное изящными резными и точёными деталями, с консолью, с тремя выдвижными ящичками для дамских мелочей, с изящными подставками для свечей.

Псише

Название возникло в атмосфере эстетики стиля «неогрек» по ассоциации с античным образом Психеи (греч. Psyche – «душа»), которую, согласно поверьям, иногда можно увидеть в зеркале. С самого момента появления зеркала-псише стали характерным элементом убранства дворцового интерьера, а также аристократических гостиных.

Читать далее...

Первые зеркала-псише появились в конце XVIII века во Франции как составляющая дамского туалетного столика. Прямоугольная или овальная деревянная рама зеркала-псише крепилась на столике или на основании в форме миниатюрного бюро по типу мольберта, с помощью двух стержней с шарнирами, что позволяло придать зеркалу наклонное положение.

Позднее такую конструкцию использовали для изготовления напольных зеркал. У напольных зеркал-псише по бокам рамы нередко предусматривались регулируемые по высоте канделябры для свечей, или кронштейны, на которые ставились подсвечники. Очень часто зеркала-псише в человеческий рост ставили посреди будуара. Они были похожи на арку, а по бокам располагались два бра со свечами.

В России моду на зеркала-псише начал вводить немецкий мастер Генрих-Даниэль Гамбс в начале XIX в., причём с императорской семьи.
Гамбс прибыл в столицу Российской империи в 1795 г. На протяжении нескольких десятилетий немецкий мастер оставался вне конкуренции. Положение укрепилось ещё больше после того, как в 1810 году Александр I пожаловал ему звание поставщика императорского двора. К этому моменту Гамбс уже получал регулярные заказы от венценосного семейства и аристократии. А чтобы всегда опережать конкурентов и не потерять покупательский интерес, мастер внимательно следил за европейскими тенденциями. Модные новинки мгновенно появлялись в витрине его магазина.

Вскоре зеркала-псише сделались традиционной деталью убранства парадных и жилых интерьеров.

Наше зеркало-псише изготовлено во второй половине XIX века. Изящность отделки указывает на то, что оно изготовлено в очень хорошей мастерской. Подобные предметы мебели можно встретить не в каждом музее Черноземья.  

Это переносное зеркало-псише, которое может быть установлено на стол, комод, консоль и т.д. Если напольные зеркала велики по размеру, дабы иметь возможность увидеть себя в полный рост, то данная форма мебели более универсальна и динамична, т.к. может переноситься в нужное место по усмотрению владельца. Подобные зеркала предназначены, скорее, для рассмотрения деталей - лица, прически или предметов костюма.

Такое зеркало вполне могло находиться в будуаре помещицы или дочки купца-промышленника, оно простояло больше 80 лет в одной из курских квартир. В музей оно попало от курского коллекционера-антиквара, предыдущая история его неизвестна.Бывшие хозяева с большой любовью относились к необычному предмету обстановки, возможно, помнящему не одну романтическую историю.

Старинное зеркало, хранящее в себе образы многих красавиц, все-таки нуждается в бережных и трудолюбивых руках реставратора. Сейчас оно во владении музея и в скором будущем, после незначительных реставрационных работ, займёт достойное место в новой экспозиции музея, которая разместится в старинном здании на Гражданском проспекте.