Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

Многие века таинство музыкальной гармонии вызывало интерес у всех народов мира. Желание многократно повторять любимые мелодии и звуки вдохновило человечество создать звукозапись…

Граммофон и грампластинка

Попытки создания аппаратов, которые могли бы воспроизводить звуки, предпринимались еще в Древней Греции. В эпоху Возрождения был создан целый ряд различных механических музыкальных устройств, воспроизводящих ту или иную мелодию: шарманок, музыкальных шкатулок, ящиков, табакерок. Однако задача сохранения на длительное время звуков живой жизни была решена значительно позже. Записывать и потом воспроизводить записанные звуки удалось только во второй половине XIX века после изобретения механической звукозаписи.

Читать далее...
Граммофон и грампластинка

В 1877 году американский учёный Томас Альва Эдисон изобрел звукозаписывающий аппарат - фонограф, впервые позволивший записать звук человеческого голоса. Первые фонографы позволяли осуществить лишь очень короткие записи, длительностью всего несколько минут, и быстро изнашивались. Тем не менее, фонографы стали очень популярны в США и Европе. Успех повлёк за собой появление всё новых и новых моделей. Но не прошло и десяти лет, как уже был изобретен граммофон, который вскоре превзошёл все модели фонографа.

Томас Альва Эдисон
Томас Альва Эдисон

В 1887 году немецкий инженер Эмиль Берлинер придумал аппарат, который записывал звук не на валик, а на горизонтальную круглую пластинку. Принцип записи был тот же, что и у фонографа, была лишь создана специальная мембрана, но главное — запись на пластинку позволяла делать с нее матрицу, а с нее можно было печатать любое количество копий. Это открывало дорогу массовому производству.

Эмиль Берлинер
Эмиль Берлинер

Берлинер назвал свое произведение «граммофон» (с греческого – «пишу звук»). Поначалу для записи использовался закопченный стеклянный диск, потом Берлинер перешел на цинковые пластинки, покрытые воском. Диски протравливали в кислоте, и получалась цинковая матрица. С цинковых оригиналов и печатались копии. Берлинер был и изобретателем грампластинки. Чтобы воспроизвести запись, диски нужно было вращать вручную. Естественно, скорость вращения была непостоянная. Даже когда придумали механический привод, а позже электрический, скорость вращения пластинки все равно у каждого аппарата была своя — от 60 до 100 оборотов в минуту. Только в 1925 году пришли к единому стандарту 78 оборотов в минуту — при этой скорости происходит наименьшее искажение звука.

В начале своей эволюции грампластинки имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки, что значительно снижало длительность звучания — всего 2 минуты на одной стороне. Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон».

Граммофон и грампластинка

Подходящий материал для изготовления грампластинок удалось найти не сразу. Ведь по своим качествам он должен был быть мягким при нагревании для облегчения штамповки и одновременно твердым и устойчивым к истиранию при комнатной температуре. В те времена химики только учились синтезировать пластмассы и в технике активно использовались вещества естественного происхождения, к чему прибегли и в данном случае. Пластинки стали делать из шпата, сажи и шеллака — вещества, которое вырабатывают насекомые лаковые червецы, живущие в тропических широтах. Такое производство было очень дорогим: на одно изделие уходили результаты труда 4 000 червецов. К тому же пластинки из шеллака очень легко бились, однако это не помешало выпускать их до середины столетия.

В 30-х годах XX века пластинки выпускались по одной композиции на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, часто в картонных, реже в кожаных коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums или «альбом с записями».

Граммофон и грампластинка

С личности самого изобретателя граммофонной пластинки и граммофона Эмиля Берлинера начинается история акционерного общества «Граммофон». Будучи не только талантливым инженером, но и опытным предпринимателем, он занялся организацией массового производства грампластинок, и уже в начале ХХ в. общество объединяло целый ряд фабрик в тридцати странах, в том числе и в России.

Для обработки русских записей и снабжения русского рынка в Риге была оборудована фабрика граммофонных пластинок и граммофонов. Официально общество «Граммофон» получило разрешение вести операции в России 2 апреля 1903 года. В том же 1903 году «Граммофон» выкупил вторую фабрику в Риге у общества «Интернациональ Зонофон», которая продолжала выпускать пластинки с несколько измененной этикеткой, но уже под эгидой общества «Граммофон». Долгое время пластинки «Граммофон» были только односторонними. С 1 января 1911 года стали также продаваться двухсторонние диски.

В начале XX века в России производством пластинок занимались мелкие фабрики и артели, которые не могли удовлетворить потребности российских любителей музыки. Громадную перспективу рынка грампластинок в России чутко уловил обрусевший немецкий предприниматель Готлиб (Богдан) Молль, к тому времени являвшийся владельцем сыроварен, мыловаренных и эмалировочных заводов. Выкупив значительный участок земли в Апрелевке, он вместе с сыном Иоганном (Иваном) и предпринимателями Фогтом и Кибартом приступил к строительству фабрики грампластинок, названной «Метрополь-рекорд», официально открытой 1 сентября 1910 года. Фабрика сразу же создавалась как крупное производство, уже в первый год на ней работало более 50 человек.

В первые послереволюционные годы грампластинки активно использовались для пропаганды и агитации. По прямому указанию В.И.Ленина, являвшегося членом отдела граммофонной пропаганды при Центропечати, на Апрелевской фабрике начали выпускать пластинки с записями выступлений новых российских руководителей. Но запасы шеллака вскоре закончились, а возможности закупить его за границей не было, и фабрика выпуск грампластинок прекратила.

К началу 30-х годов фабрика снова стала выпускать пластинки, став главным их производителем в СССР. Вскоре она была преобразована в завод, на котором работало более тысячи человек, а ежегодный выпуск достигал 19 миллионов пластинок. Так как сырья для производства пластинок не хватало, была придумана интересная форма сбора вторсырья. Часть тиражей пластинок стала предназначаться только для обмена на обломки старых пластинок, которые пускали в переплавку. На пластинках из этих тиражей делалась специальная надпись «Продаже не подлежит. Обменный фонд». В годы войны выпуск пластинок значительно снизился. Естественно, что производство было переориентировано на выпуск продукции патриотического содержания. Именно на Апрелевском заводе уже в первые дни войны была записана «Священная война» в исполнении ансамбля под управлением Александрова.

Новый этап жизни завода начался в 1964 году, когда в СССР была создана фирма грамзаписи «Мелодия», основным предприятием которой стал Апрелевский завод, выпускавший до 65% всех отечественных грампластинок.

Грампластинка Мелодия