Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

Ножи

Не только древнейший предмет столового прибора, но и наиболее древний инструмент человечества, появившийся не менее как за 50 тысяч лет до н.э. Дифференциация ножей для разных целей началась еще в первобытное время. В эпоху неолита ножи разделялись на ножи для скобления, ножи для рубки, ножи для охоты и ножи для нарезки или разделки животных. Нож как главная принадлежность столового прибора возник за 8-10 тысяч лет до н.э., вначале - каменный, а позднее — за 2—3 тысячи лет до н.э. - бронзовый. В первом тысячелетии до нашей эры появились уже первые железные ножи.

В настоящее время ножи подразделяются на столовые, кухонные (рабочие) и специальные (для особых целей). Столовые ножи включают: кувертные (обычные приборные ножи, более для поддержания пищи, а не для резки), масляные, или бутербродные, ножи с расширяющейся в виде овала намазывающей частью, рыбные, десертные (для фруктов, иногда имеющие небольшие зазубрины в лезвии, облегчающие снятие кожуры с апельсинов, лимонов) и хлебные (имеющие волнистое лезвие, препятствующее смятию хлеба при нарезке).

Кухонные (рабочие) подразделяются на несколько видов. Тяжелые ножи-тесаки, предназначенные для разделки крупных кусков мяса, где необходимо разрубать хрящи, сухожилия, суставные сумки. Тесаки особого рода как универсальные ножи применяются также в китайской кухне. Кроме тесаков, имеются ножи для рубки, измельчения, шинкования. Лопаточные ножи-шпатели - для обравнивания и заглаживания поверхностей и отбивания мяса, распределения начинок. Сальный нож (или жировой) — для отделения сала от мяса для разделки сала на порции, ломтики. Траншерные ножи — для отделения мяса дичи от костей и нарезки различных холодных мясных и рыбных изделий, ветчины, колбас. Филировочные ножи - также для особо тонкой и красивой нарезки. Картофельный нож — для чистки овощей от кожуры.

Применение ножа за обеденным столом требовало соблюдения определенных правил: нож для разрезания хлеба за обедом в кругу семьи подавался только хозяину, когда все уже находились за столом, хозяин брал буханку хлеба, чертил над ней ножом крест, и лишь после этого разрезал ее и раздавал членам семьи. Кроме того, нож на столе должен был лежать таким образом, чтобы заточенная часть лезвия была обращена к хлебу, а не от него.

С ножом наши предки связывали множество примет и обрядов. Не разрешалось есть с ножа, чтобы не сделаться злым (здесь выражается связь ножа с убийством и кровопролитием), нельзя было оставлять нож на столе на ночь, иначе мог зарезать лукавый, не следовало подавать кому-либо нож острым концом, не то с этим человеком произойдет ссора.

Нож служил оберегом от нечистой силы наряду с другими металлическими предметами, такими, как кочерга, ухват, сковородник. Его широко использовали в обрядах во время приговоров, в народной медицине и т. д.

В родильной обрядности нож помещали под подушку роженицы вместе с благовонными травами и тремя слепленными восковыми свечками, чтобы защитить ее от нечистой силы. Нож вместе с другими твердыми и острыми предметами — ножницами, ключами, стрелами, ка­мешками, зубами животных — складывали в колыбель ребенка сразу после его рождения, что должно было восполнить «недостаточную твердость младенца», и не убирали до появления у ребенка первых зубов. Когда вносили ребенка в дом после крещения, нож наравне с углем, топором и ключами клали на порог дома, через который должны были переступить или наступить на него крестные родители вместе с ребенком, часто и самого ребенка прикладывали к предметам, лежащим на пороге дома.

Если ребенок долго не начинал ходить, к его голове привязывалась «куделя», мать без вере­тена пряла длинную и толстую нитку, делала из нее путо, которым опутывала ребенка, ставила на ноги, брала нож и разрезала путы между ног. Обряд носил название «разрезания пут» и должен был помочь ребенку быстро научиться ходить.

При первой стрижке волос у ребенка его сажали на стол, обычно на кожух, под которым помещали веретено или гребенку для девочки, топор или нож для мальчика.

В свадебной обрядности, как оберег от нечистой силы, нож клали в карман жениху, а невесте давали ножницы. В утро свадьбы брат невесты, вооруженный ножом, палкой, плетью, скалкой или поленом, продавал дружке или самому жениху косу невесты. Во время пира в доме жениха его заставляли «потоцыть нож» — поцеловаться с невестой.

В календарной обрядности нож использовали во время святочных и иных гаданий, очерчиваясь им от нечистой силы, чаще всего от «немытика» (черта).

Нож был обязательным атрибутом обряда первого выгона скота в поле в Егорьев день, 23 апреля (6 мая). Пастуху нужно было взять с собой связанные вместе нечищеную щуку, ключ и замок, нож и обломок косы и обойти с этими предметами трижды вокруг загона. Совершив положенные действия, пастух зашивал все предметы, участвовавшие в обряде, вместе с закатанной в воск шерстью в мешковину и закапывал в землю под камень на пастбище.

Очертиться ножом и накрыться скатертью нужно было в лесу и при добывании цветка папоротника в ночь на Ивана Купалу. Когда цветок распускался, следовало сорвать его и под скатертью дойти до дома, где тем же самым ножом, которым очерчивался круг, разрезать палец или ладонь и в рану вложить цветок, чтобы «все тайное и скрытое стало ведомо и доступно человеку».

Не разрешалось брать в руки нож, так же как и другие острые предметы, в день Иоанна Крестителя, 29 августа (11 сентября), так как это напоминало «тот меч, которым отсекли голову Иоанну Крестителю», поэтому хозяйки нарезали хлеб и другие продукты накануне.

В народной медицине многие действия выполнялись с помощью ножа при лечении различных болезней заговорами и приговорами.

Термин «нож» известен с давних времен; нож наравне с ложкой долгое время составлял незаменимый для еды «комплект инструментов» по всей России. В различных регионах нож имел различное название: БЕРЕСТЯНИК, ДЕЖНИК, КАРНАЧИК, КВАШЕННИК, КИНЖАЛ, КЛАДЕНЕЦ, КЛЕПИК, КЛЯП, КОЛОДЕЙ, КОЛОТИК, КОСАРЬ, КОСИЧКА, КОСОРЬ, КОСТОРЕЗКА, КОСЯК, КОТАЧ, КШЕНИК, ЛОПАТКА, МИСАРЬ, МУСАТ, НОЖ БАБИЙ, НОЖ КОПЕЙКОВЫЙ, НОЖ МУЖИЧИЙ, НОЖ ПОВАРСКОЙ, НОЖ ТЯПАЛЬНЫЙ, НОСАТИК, ОСКРЁТОК, РЕЗАК, ЧАПЕЛЬ, ЧЕПЕЛЫШКА.