Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

9В каждом крестьянском доме непременная деталь интерьера - стол. В древнем славянском жилище столы были глинобитные и неподвижные. Такие столы обнаружены в пронских жилищах ХI-ХIII вв. (Рязанская губерния) и в Киевской землянке XII в.

В русском жилище стол всегда стоял в Красном углу.

Столы бывают четырёхугольные, круглые, раздвижные; обеденные, кухонные, письменные.

Стол состоит из столешницы (верхней доски), подстолья (рамы) с ножками, иногда были и разножки. Столешница могла быть съёмной; делалась из цельного дуба, чаще же склеенная на шпонках.

Подстолье забиралось досками, ножки изготавливались короткими и толстыми. В подстолье делался шкафчик с двустворчатыми дверками для столовой утвари.

b_250_100_16777215_00_images_azb_stol_1.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_stol_2.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_stol_3.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_stol_4.jpg

Под влиянием западноевропейской культуры к столам стали делать точёные и резные ножки.

В столах более позднего времени стали делать выдвижной ящик для ложек, чашек. Стол редко передвигался, это случалось только в особых случаях - свадьба или похороны. Такое свойство стола, как неподвижность, использовалось в некоторых обрядах. Так, в некоторых районах бывшей Воронежской губернии женщина, купившая кур, брала их за ноги и обносила вокруг стола: «Как стол от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили».

В рождественский сочельник, накрывая на стол, связывали верёвкой ножки стола, чтобы скотина свой двор знала. Во время ужина самый младший из семьи квохтал под столом, чтобы курочки водились.

У каждого домочадца за столом было своё место в зависимости от возраста и роли в хозяйственной жизни семьи. Под иконами обычно сидел глава семьи, а в праздники - самый уважаемый гость.В народной традиции символическое осмысление стола определялось его уподоблением церковному престолу. «Стол - это престол», «Стол - ладонь Божия, протянутая человеку», поэтому и поведение за столом должно быть скромным и почтительным. На стол не разрешалось помещать посторонние предметы; на столе могли находиться только хлеб и соль. На голый стол хлеб не клали. Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома.

b_250_100_16777215_00_images_azb_stol_6.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_stol_7.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_stol_8.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_stol_5.jpg

Не разрешалось стучать по столу, нельзя было громко разговаривать и смеяться, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол. Русский этнограф С.В. Максимов писал: «Дело всех православных крестьян сидеть за столом чинно, унимать от смеху смешливых, пустяшных разговоров не водить и смотреть на хлебный стол, как на Божий престол».

Во многих сёлах известен ритуальный обход стола во время свадьбы, на роди́нах. Новорождённого трижды обводила вокруг стола бабка-повитуха. В обычные дни обход запрещался, все должны выходить с той стороны, с какой заходили. Со столом у народа было связано много примет: не принято вытирать стол голой рукой - нищета одолеет, нельзя класть шапку на стол - будет болеть голова. Забыть ключи на столе - к ссоре.

Стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как «свой». Не держали стол без скатерти, считали, что иначе «стол обидится».

Стол в нашей экспозиции стоит на том самом месте, где ему и положено стоять – в Красном углу. Украшает его белоснежный настольник. На столе по старинному обычаю расположился ароматный каравай да глиняная посуда с молоком и кашами. «Добро пожаловать, гости дорогие!».