Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

В России коса начала широко применяться вместо серпа с 1720-х годов. 11 (22) мая 1721 года Пётр I издал указ «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами». Существуют два типа косы — коса-горбуша и коса-стойка (литовка), последняя получила наибольшее распространение. Основные различия в них — это размер (литовка больше), наличие ручки (лучка) у литовки и положение тела косаря при косьбе (горбушей косят сгибаясь при каждом взмахе, а литовкой с прямой спиной).

b_250_100_16777215_00_images_azb_kosa_1.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_kosa_2.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_kosa_3.jpg

Коса - орудие несложное, у нее всего пять частей: нож, косовище (косьё), ручка, кольцо и клин. Ножи кос выпускаются разных размеров (по номерам). В старину мерили нож рукой, сколько раз уместится на лезвии рука, такой ее размер: пятиручка, девятиручка и т.д. Нож к косью прикрепляется при помощи кольца и клина. Обходились иногда и без клина, применяя кольцо с прижимным винтом. Косьё - палка толщиной в 3,5 см и длиной (в зависимости от роста косца) 160-190 см. Ручка делается из тальника или черемухи. Середину заготовки утончают, распаривают и сгибают по косью дужкой, концы ее стягивают бечевкой. Можно сделать ручку иначе: стержень вставляется в косьё. Ручку укрепляют на высоте пояса косаря. Лезвие на косьё устанавливают так, чтобы был правильный захват при кошении. Обычно это достигается практикой. Коса должна быть острой, как бритва, тогда косить значительно легче. Прежде чем начать косить, косу отбивают. Отбивка производится с помощью «бабки»-наковаленки и молотка с узким бойком. Коса кладется нижней стороной на наковаленку и по лезвию узкой частью молотка наносятся легкие удары. Лезвие оттягивается, становится тоньше и лучше затачивается. Начинают отбивать от «пятки» косы к ее «носку». Эта работа требует большого умения, обычно этим занимаются старики. Затем косу точат, используя брусок или смолянку. Смолянка - это дощечка шириною в два сложенных пальца, конец ее вырезан в виде ручки, по обеим сторонам наклеен наждак.

b_250_100_16777215_00_images_azb_kosa_5.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_kosa_4.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_kosa_6.jpg

7Косьба ведется круговыми движениями косы с двух размахов. Левый срезает траву, правый - обратный, холостой по той же дуге. Размах дуги в пределах полукруга. С каждым рабочим взмахом косарь продвигается вглубь травы, срезая примерно 15-20 см. Ширина прокоса зависит от длины косовища. Срезанная трава произвольно сдвигается в валок.

Косьба - работа нелегкая; чтобы быстро и чисто косить, нужен большой навык. Детей обычно не заставляли косить, хотя и продавались детские косы: мальчики сами стремились овладеть искусством обращения с косой.

8Чтобы высокая трава или хлеб при косьбе не рассыпались, косили косой с грабельками (грабки, лучок, крюк). Они состоят из 5 уменьшающихся по длине (40-30-20 см) зубьев, самый короткий находился на наибольшем удалении от косы. Делались и более длинные грабельки к косе и снабжались дополнительно от крайнего зуба к косью бечевками, что позволяло аккуратно косить низкорослый ячмень.

Серпы и косы издавна в Россию везли из Австрии. Торговлей сеножатными косами особенно славился Рыльский уезд Курской губернии. Активно торговал косами купец Филимонов. Австрийское правительство за расширение географии сбыта продукции своей промышленности даже возвело Филимонова в дворянское достоинство - к фамилии купца добавилась частица «фон». Рыльские купцы-оптовики закупали косы штирийской стали с октября по май партиями по 1200 штук. Косы доставлялись в Россию в бочках по 750 или 1000 штук в каждой. В середине XIX в. ежегодный отпуск этого товара из Штирии составлял 1300 бочек или 975 000 кос на сумму 430 тысяч рублей серебром. На Москву шло всего 120 бочек с 120 тыс. кос на сумму 48 тыс. рублей. Косы в бочках везли на повозках, до 3-х тысяч повозок отправлялось в разные концы России для торговли.

О косе немало пословиц да загадок сложено.

Без косы и сена не накосишь.

На острую косу много сенокосу.

Нашла коса на камень.

С косой в руках погоды не ждешь.

Травы поем - зубы притуплю; песку хвачу - опять наострю (Коса). Пришел тень в Петров день, сел тень на пень, стал стрекотать, только перышки летят (Коса).

Щука в море хвостом виляет, горы ставит (Коса).

В наш век коса продолжает верно служить и крестьянину, и дачнику.

Коса и грабки в нашем музее стоят в разделе «Заселение края». Их соседство с древнерусским оружием и одеждой не случайно, так как каждый мужчина, выходивший работать в поле, был не только косарём, но и воином. Коса не только была его помощницей в те страшные времена татаро-монгольского ига, но и средством для защиты его семьи и Родины.

b_250_100_16777215_00_images_azb_kosa_9.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_kosa_10.jpg