Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

1Есть утверждение, что до Петра I Россия не знала гвоздей. Однако, это не так. Появились гвозди ещё у первобытного человека. Тогда они представляли собой заострённые кости крупных рыб, шипы деревьев и кустарников, щепки. С их помощью скрепляли части построек, лодок и др.

С открытием металла научились ковать, а затем и отливать гвозди. Поначалу их делали из бронзы, но они были очень дорогими и не всем доступны. В Египте, Древней Греции и Риме были широко распространены железные и медные гвозди. Археологи при раскопках древних построек множество находят таких гвоздей и по ним иногда даже определяют время сооружения здания.

23

4На Руси гвозди ковали с X-XIII веков. Это занятие считалось почётным, о гвоздях даже есть упоминания в летописях. Делали гвозди вручную до тех пор, пока не придумали машины для изготовления гвоздей из проволоки.

5Гвоздей существует великое множество, все они отличаются друг от друга формой стержня и головки, длиной и толщиной. Самые маленькие - 5 мм, но есть и длиной в полметра. В основном гвозди делают из мягкой стали. Корабельные и баржевые, которые соприкасаются с водой, - из меди и латуни.

В строительстве для крепления деревянных деталей используются строительные гвозди разных размеров. При покрытии крыши мягким материалом используются толевые гвозди, шифером - шиферные, с крупными шляпками. Мебельные и декоративные - для мебели, обивки разных поверхностей. Финишные - в отделочных работах. Есть обувные гвозди, они могут быть как железными, так и деревянными, изнашиваются они совершенно одинаково.

b_250_100_16777215_00_images_azb_gvozd_6.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_gvozd_7.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_gvozd_8.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_gvozd_9.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_gvozd_10.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_gvozd_11.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_gvozd_12.jpg

13Обувной промысел был распространён и на территории нашего края. Особенно талантливыми считались мастера из Корочанского, Новооскольского и Бирюченского уездов. Необходимые для производства материалы приобретались на базарах и ярмарках, а обувные деревянные гвозди стоили от 12 до 15 копеек за фунтовую пачку. В экспозиции музея народной культуры можно увидеть деревянный сундук с подлинными инструментами сапожника конца XIX-начала XXвека.