Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

b_250_168_16777215_00_images_azb_sito_0.jpgВ хозяйстве встречаются разные типы решёт и сит. Самое большое - грохот, может быть из металла на деревянной раме, чаще всего прямоугольное. Отверстия у грохота достаточно большие, служили обычно для очистки зернового хлеба. Мог быть кожаным - для просева пороха на заводах, веревочный - для просева садовой земли, песка, извести. Грохоток - небольшое редкое решето, может быть жестяным или керамическим.

b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_8.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_9.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_10.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_11.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_12.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_13.jpg

Решето значительно меньше грохота, состоит из обечайки (корпуса), донышка, которое может быть из лыка, ремешков (или проволоки) и обруча, которым донышко прикрепляется к обечайке.

b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_7.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_14.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_15.jpg

Сито имеет те же детали, но донышко плелось из конского волоса.

Кустари покупали подготовленный конский волос (либо в хвостах) на ближайших ярмарках; на ярмарки его привозили из других губерний. Инструменты для изготовления сит - станок для тканья и берда, заказывались столяру. Других приспособлений мастеру не нужно. Обечайка делалась из дранки, лес для этого покупался.

Конский волос не дезинфицировался, и случалось, что от грязного волоса больного животного люди заражались сибирской язвой.

Ситный промысел издавна был известен в слободе Чернянка, где им занимались жители двухсот дворов. Этим промыслом владели не только мужчины, но и женщины, которые при изготовлении сит зарабатывали больше, чем ткачеством. Женщины в этом промысле работали круглый год, мужчины - только зимой, летом же старались найти себе более выгодный заработок в отхожих промыслах.

b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_4.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_5.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_6.jpg

16Кустари-ситники обычно работали всей семьей в своей избе, специальных мастерских не имели.

Сита продавались на ярмарках. Цедильные сита делались воронкою.

Мука, просеянная через частое сито, называется ситной, через решето - решетная. Говорили: «Хоть решетом да ежедень, а ситный не свитный».

b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_1.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_2.jpg b_250_100_16777215_00_images_azb_sito_3.jpg

Решето и сито воплощают идею богатства и плодородия и связаны с мотивами дождя, неба и солнца. В сите выносят детям пирожки, жаворонков в праздник Сороки. Решето издревле уподобляется небесному своду: «Сито вито, решетом покрыто» (небо и земля).

Наши предки думали, что дождь, как через сито, просеивается через облака, а если облака разойдутся, то дождь льётся, как из ведра.

В некоторых местностях, чтобы вызвать дождь, лили воду через решето, в других - переворачивали решето, чтобы остановить дождь.

Во время засухи вдова зачерпывала решетом воду из канавы или лужи на поле и несла ее в реку. Чтобы вода не выливалась, в решето стелили клеенку или замазывали его дно глиной.

В одной из русских народных сказок рассказывается, что мачеха прогнала падчерицу из дома, и та нанялась к Бабе Яге. Баба Яга дала девочке решето и велела им натаскать воды и баню затопить. Она стала таскать воду решетом, да ничего не получается. Прилетела сорока, прострекотала: «Глинкой, глинкой, девица!». Замазала она решето глинкой и натаскала воды. Когда Баба Яга мачехиной дочке дает то же задание, та прогоняет птицу, хотя и ей сорока хотела дать добрый совет.

В другой сказке черти требуют у солдата задать им работу; он посылает их натаскать воды решетом в городские бани.

Воду, пролитую сквозь решето или сито, считали целебной и использовали в народной медицине. В Курской губернии при детской болезни «сушец» сажали на окно под решето кошку, и над решетом обмывали ребенка; верили, что болезнь перейдет на кошку и та издохнет, ребенок же выздоровеет.

17

13 октября, на Григория, купали детей из решета на пороге, от сглазу.

Корову и теленка после отёла обрызгивали водой через решето.

От испуга обмывали ребенка водой, пропущенной заранее через решето, и давали испить ее.

Трижды обходили больную корову, поливая вокруг нее водой через решето, при эпизоотии таким же образом поливали улицу.

Сито и решето упоминается во многих пословицах и поговорках.

В решете густо, а в закроме пусто (т.е. одни высевки).

Живется ни в сито, ни в решето.

Показать Москву в решето (т.е. обмануть).

Дурака учить, что решетом воду носить.

Пьяный решетом деньги меряет, а проспится - и решета не на что купить.

У него совесть - дырявое решето.

Бей в решето, коли в сито не пошло!

Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда.

Счастье не перепелка, решетом не накроешь.