Колесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.


О чем рассказали старые вещи

Человека окружает множество вещей. Вещи заслуживают нашего внимания и понимания. Они – воплощение творческого труда мастеров самых разных профессий, результат поисков и усилий многих поколений. То, что стоит за любой, даже простой вещью способно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир.

Весь мир бытовых вещей во времени и пространстве охватить невозможно, сводную историю бытовых вещей вряд ли можно когда-либо создать. Но музеи, хранящие наиболее значимые артефакты, позволяют совершить путешествие во времени, прикоснуться к далёкому прошлому. Музейные предметы могут «рассказать» об обычаях, обрядах, традициях. Традиции меняются в связи с развитием как материальной, так и нематериальной культуры общества, меняются и предметы потребления, одни уходят и постепенно забываются, на смену им приходят более совершенные. Процесс этот так бесконечен, как бесконечна жизнь на Земле.

Вспомним знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена «…сколько увлекательнейших приключений переживают в сказках Андерсена..., казалось бы, самые обыкновенные вещи: штопальная игла, старый башмак, рождественская ёлка, коробка спичек, льняная рубашка, уличный фонарь! Конечно, гениальный сказочник сам придумал все эти истории, и ему пришлось наделить вещи способностями чувствовать и размышлять, как люди, и рассказывать о пережитом человеческим языком» (М. Рабинович).

Но в действительности существует немой язык вещей, которым они могут нам рассказать истории, происшедшие с ними на самом деле.

1Народное творчество - неиссякаемый источник мудрости и красоты, который открывается тому глубже и многограннее, кто с большей заинтересованностью к нему обращается. С древности народом создана высокая культура бытовой вещи.

До сих пор в сундуках у людей, почитающих традиции, хранятся рушники и скатерти, изготовленные из льняных и конопляных нитей на ткацком стане, сделанном деревенским умельцем.

Старинный русский дом трудно представить без узорных рушников и браных скатертей.

В праздники (на Пасху, Троицу, в престольные праздники), на свадьбу избу украшали рушниками. Их вешали на крючки на стенах, на зеркало, у кровати, на божницу. В.В. Стасов писал: «Вышитые полотенца служат для украшения изб по праздникам и тут, развешенные по стенам, являются чем-то вроде наивной первобытной картинной галереи русского крестьянства, наверное, более древней, чем лубочные картинки».

23410

Рушники и скатерти - своеобразный паспорт мастерицы. В обрядовых представлениях - это вещий знак собора людей. Чтобы понять его, нужно знать выработанный поколениями ритуальный язык. Орнамент никогда не заключал ни единой праздной или лишней линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. В XIX веке еще были знатоки смыслового значения орнамента и могли прочитать его. В наши дни эти знания практически утрачены.

На полотенцах вышивали ромбы, репьи, кресты, другие геометрические узоры.

Встречается в вышивке изображение священного древа, великой богини и сопровождающих ее зверей, птиц, коня.

В Курской губернии ткали драконов, двуглавых орлов, голубков, вазоны с цветами. Украшая рушники орнаментальными фигурами и знаками, люди верили, что ограждают себя от опасности.

По тому, как расположены части орнамента в узоре рушника, определяется его душа, символика, смысл. Содержание орнамента проявляется в чередовании ритмов и типов симметрий, мотивов.

11Красный цвет у многих народов в древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство укреплять жизненные силы человека. Красный цвет в одежде также связан с представлениями об охранном значении. С этим, по-видимому, связаны и красные полосы на рушниках. 

5Рушник сопровождает человека всю жизнь. Женщина, ожидающая ребенка, сама ткала холст из выращенных и обработанных ею стеблей конопли до очень тонких, как говорят «в кленовый лист», нитей. Потом вышивала: красными нитями, чтоб жизнь красной была; ромбы открытые снизу, что означало - ничего не мешает ребенку идти в мир. Шила солнечные знаки, чтобы жизнь у дитяти светлой была; вышивала древо, что объединяет все поколения; знаки благоденствия и плодородия. На этот рушник бабка-повитуха принимала рожденное дитя. Во время крещения в купели ребенка вытирали материнским рушником.

На всех этапах свадебного действа обязательно присутствует рушник. В некоторых местностях, начиная с первого дня сватовства, рушник выполняет определенную роль в обряде. Если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним браные или вышитые рушники. В день свадьбы в доме невесты дружку перевязывают через плечо рушником, с ним дружка не расстается в течение всей свадьбы.

678

Рушниками повсеместно украшали свадебный поезд (перевивали дугу, оглобли). Рушник стелили под ноги жениху и невесте во время венчания, и он оставался в церкви.

В обрядах рушники выступают как символы и как подарки. Вручение рушников невестой жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводилось исстари с целью поддержания с ними добрых отношений и обеспечения доброжелательного отношения с их стороны.

Готовить рушники к свадьбе девушка начинала с детства, надо было припасти не менее 40 штук.

В некоторых селах в приданом невесты был необычный рушник. Длина его была около шести метров, называли его «родник» (ударение на первом слоге). На свадьбе сажали молодых посередине длинной части стола и клали «родник» на колени жениха, и всех наиболее близких родственников справа и слева от молодых, т.е. роднили их рушником.

Свахи строго следили за тем, как родственники жениха обращаются с рушником. Если те вытирали руки, измазывали жиром, проливали спиртное, это значило, что невеста с грешком. В семье мужа девушку ожидали оскорбления, унижения. Но зато, если рушник оставался чистым, неизмятым, девушку славили, одаривали, а перед первой брачной ночью «родником» перевивали соединённые руки молодых, давали варёную, непременно целую курицу и кувшин кваса и провожали в опочивальню.

Рушник на свадьбе - это не только оберег, но и начало, середина и окончание диалога двух семейств для зарождения новой жизни. Оставить свой рушник и принять чужой - значит дать и получить гарантии на брак молодых. Рушники в доме невесты - свидетельство её трудолюбия и таланта.

Существенное значение имели рушники в похоронном обряде. На полотенцах выносили гроб из дома, иногда несли и до кладбища, на них же и опускали в могилу. После похорон рушник вешали на крест, вешали рушники и в дни поминовения.

Есть обычай вывешивать рушник с внешней стороны рамы на 40 дней. По народному поверью, в течение 40 дней душа умершего возвращается на ранней заре к своему дому, умывается росой и утирается вывешенным рушником.

Через 40 дней этот рушник, украшенный небольшой узкой каймой по краям, передавался в церковь на помин души.

В сельских домах рушниками украшают фотографии в рамках на стенах.

9На расшитом рушнике почетным гостям подносят хлеб-соль. 

У нашего народа издревле было принято уходящим из дома на воинскую службу, учёбу или на работу в чужие края давать рушник, изготовленный материнскими руками.

Рассказывает Анна Андреевна Басаргина, научный сотрудник музея: «В грозном 1941-м, провожая мужа на фронт, моя односельчанка, ныне уже покойная, дала ему вышитый рушник. Вот отрывок из одного его письма: «Здравствуйте, мои дорогие, жена Прасковья Егоровна и дочка Галя, низкий поклон вам от вашего мужа и отца Ивана Денисовича. Я пока жив, здоров, чего и вам желаю. Паша, я каждый день смотрю на твой рушник и вспоминаю вас, мои дорогие, наш дом, родное село. Вот вернусь, перестрою дом, посадим большой сад, заживём хорошо».

Но не пришлось Ивану Денисовичу вернуться домой: пал он в боях за город Ивано-Франковск, а рушник привёз с фронта односельчанин, раненый в том бою».

О материнском рушнике сложена замечательная песня (сл. А.Малышко, муз. Г. Майбороды):

Я возьму тот рушник,

расстелю словно долю

В тихом шелесте трав,

в щебетанье дубрав,

И на вышивке той расцветёт

всё родное до боли -

И разлука, и детство моё,

и любовь.

Александр Романов полотенцу посвятил стихи:

Возьму полотенце

У мамы льняное.

Возьму полотенце

Старинной работы.

И с радостным сердцем,

Устав от разлуки,

Уткнусь в полотенце,

Как в мамины руки.