bpsmiВ ЦЕНТРЕ дистанционного образования детей-инвалидов при Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате ведется большая воспитательная работа с учащимися на основе традиционной русской народной культуры. Только в этом году состоялось несколько замечательных мероприятий. Весной здесь в гостях побывали фольклорный ансамбль детской музыкально-хоровой школы № 4 города Белгорода и народный коллектив «Истоки» села Тростянец Новооскольского района. Они представили народные песни и весенние заклички, обрядовую выпечку праздника «Сороки» («Сорок мучеников»). Все тростянецкие артисты были в национальных народных костюмах, сшитых из натуральной материи многие десятилетия назад и сохраненных в бабушкиных сундуках. Эти костюмы зажили обновленной жизнью, придавая их нынешним хозяевам особую осанку и стать.
В ноябре дети принимали коллектив музыкальной хоровой школы № 4. Детский ансамбль «Акулинка» исполнял и старинные народные песни, и современные хиты. При исполнении «Катюши» и «Идет солдат по городу» зал подпевал особенно воодушевленно. Во встрече участвовали сотрудницы Белгородского музея народной культуры. Валентина Масалытина, Ирина Шведова, Наталья Бурханова, Анна Воронкова вышли в колоритных русских костюмах, их пение сопровождалось игрой на народных инструментах. Объединила всех сидящих в зале игра «Как у дяди Трифона».
Как у дяди Трифона
было семеро детей,
Было семеро детей,
было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
друг на друга все глядели,
Разом делали вот так!
...Играющие подержались и за ручки, и за плечики друг у друга – знакомились. Потом девочки «кумились»: надевали одна другой веночек и прижимались щечками. В представлении русского народа считалось, что после этого подружки станут близки, как сестры. А смысл подобного действа раскрывается в словах:
Кумитеся, любитеся!
Не ругайтеся, не бранитеся!
В хороводной игре «Ходя ли барин» мальчики ходили по кругу и, выбирая девушку, говорили:
– Хорош, пригож, пойдешь за меня замуж?
Если в ответ – отказ:
– Не, не пойду, у тебя рубаха не белена, онучи отрепья.
Тогда парень кручинился:
– Горе мне, горе, горе, горевание.
Если девушка соглашалась:
– Добрые люди, жалуйте на свадьбу, хлеб-соль кушать, радости послушать, молодых посмотреть и дарами одарить, и спать положить.
По аудитории разошлись народные инструменты: гусли, коробочки, трещотки, бубенцы, бубны, колотушки, свистульки – и дети аккомпанировали задорным словам потешек.
Хочется надеяться, что это сотрудничество продолжится и, может быть, примет иные, новые формы, которые дадут возможность раскрепоститься, раскрыть таланты учащихся центра.

Ссылка на источник