Печать
Категория: СМИ о нас

gs– Нам хочется включить вас в орбиту наших исследований, и это, пожалуй, главная цель сегодняшнего мероприятия, – таким приветствием открыла встречу Анна Андреевна Басаргина, ведущий сотрудник музея народной культуры области. Почему педагогам именно этого района оказана такая честь? Потому, что, как убедились научные сотрудники музея народной культуры, Белгородский – единственный, район области, абсолютно неизученный с этнографических позиций. Те, кому была адресована просьба, учителя и воспитатели общеобразовательных школ района, с пониманием отнеслись к пожеланию.  А проблема действительно назрела. В области практически нет мало-мальски уважающего себя и свою историю населенного пункта, где бы так или иначе не отразили в печатном или электронном вариантах историю своего края, не рассказали бы о знаменитых земляках, не расписали бы свои производственные достижения. Но ни в одном из известных вариантов описанных достижений нет ни слова о народной культуре, обычаях, обрядах и традициях, словом, всего того, чем жил и живет человек с древнейших времен. Но если в ряде районов области и сохранились древние обычаи и обряды, которые, кстати, называют живыми, и они вызывали и вызывают научный интерес ведущих ученых – этнографов и историков, то Белгородский район остался «белым» пятном на этнографи>ческой карте.

О причинах пристального внимания к забытой теме, которой не один десяток месяцев посвятили свои исследования белгородские специалисты, они и поведали собравшимся.

Если коротко обозначить предмет исследований, его можно уложить в несколько предложений: это обряды – «Крещение и похороны кукушки», «Свадебный обряд» и жилища предков.

Самый таинственный, можно сказать, мистический обряд, связанный с образом кукушки, вызвал и вызывает неподдельный интерес исследователей. Наталья Станиславовна Кузнецова, старший преподаватель Института искусств и культуры, научный сотрудник музея народной культуры, аспирантка академии им. Гнесиных, подробно рассказала о корнях этого древнейшего полуязыческого-полухристианского обычая.

Обряд живет и по сей день в ряде районов области. Узкой полосой тянется от Белгорода по рекам Оскол и Вышние Пены, далее – от Курска к Брянску, выходит на Тулу, частично затрагивая Псков, где и исчезает, оставляя множество поверий и обрядовых действий, связанных с кукушкой. Территория эта, считают исследователи, соответствует расселению летописных вятичей, которые жили в верховьях Оки.

В образе кукушки исследователи видят прежде всего некрещеных младенцев, которые приходят к нам в большом количестве в весенний период. Обряд этот, если погружаться в мифологию, нельзя считать полностью раскрытым. Он очень загадочен, считают исследователи. Возможно потому, что языческое это действо покрывается христианской символикой – крещением.

Модель обряда такова. Под Вознесение девушки втайне делают кукушку – из тряпочек, веточек… Сажают ее на ветви дерева и после службы в храме несут хоронить.

В тех местностях, где кукушку крестят, носят ее по улице, всем показывают, поют специальные песни. Потом направляются в лес (или сад, самый красивый в селе). Там и выбирают куму и кума для кукушки. Словом, породняются. Кукушка может сидеть на дереве (или в дому) до Троицы. Потом ее придут проверять и хоронить. Обряд очень сложный, многоплановый и разностилевой, но в целом он знаменует собой тайное посвящение девушек, наделение их брачными способностями через силу природы.

Белгородские исследователи, сотрудники музея, объединили разные моменты обряда и создали документальный фильм о крещении и проводах кукушки в Валуйском и Вейделевском, в Яковлевском и Ракитянском районах.

Чем интересно исследование, связанное с жилищами предков? Помимо выявленных в области трех типов жилищ, возведенных в разные века, – 5- и 6-стенок (крестовиков), обнаружили хорошо сохранившиеся топтаные и литые, дома из мела, мазанки… У них очень простой и практичный способ строительства. Их могут построить супруги, не привлекая к труду никого из посторонних.

Наши предки в годины невзгод находили малозатратные способы возведения жилищ, которые и по сей день надежно выполняют свои функции. В них попрежнему живут люди. Раньше повсеместно поддерживалась традиция: как отцы жили, так и нам велели. Сегодня впали в оригинальность, строят дворцы, друг перед другом красуясь, не всегда даже себе отдавая отчет: как отопить хоромы, убирать, использовать… Лепят башенки, надстроечки… Для чего?

Что хотелось бы отметить по поводу свадебных обрядов. Все мы видим, как движется свадебный кортеж, ревут клаксоны… Этот обычай сегодня не имеет смысла. Разве что для антуража?

В древности, в старину, сва- дебный поезд обязательно должен был двигаться в сторо- ну церкви, не останавливаясь, чтобы нечистая сила не одоле- ла, и чтобы, по приметам, будущая жизнь молодоженов была гладкой и ровной, как дорога. Звенели бубенцы, ко- локольчики, даже жалейки пе- ли… Сегодня на пути молодых – светофоры, пробки бесконеч- ные… Смысл обряда утрачен.

Вкушение каравая хлеба так- же подменено другими пред- ставлениями. В старину это действо знаменовало едине- ние, породненность двух не- когда чужих семейств. А для молодых означало, что с этого дня они станут жить «одним хлебом». Нынче же говорят, кто больше отхватит свадебного каравая, тому и быть в семье хозяином. Неправда это.

…Мир изменился. Он стал слишком «образован», чтобы во что-то верить. Слишком «умен», чтобы быть цельным. Слишком «слаб», чтобы верить предкам.

Но остались островки, и по- тому жива надежда на возрож- дение. Ведь человек без корней – что мир без солнца.

Ссылка на сайт газеты "Белгородская правда"

Г. СОХНОВА.

Просмотров: 1244