Как Надежда Шатерникова создавала белгородские музеи

Газета «Белгородские известия» № 146 от 17 сентября 2016 годаНа нашу встречу Надежда Ивановна принесла пакет с кремнями и галькой, которых полно под ногами. Я не обратила бы на них ни какого внимания, а она, загоревшись, рассказывала:
«Видите, это разметка, как камень колоть, нанесённая тысячи лет назад, а вот за этот край удобно браться рукой. Это загадка, как примитивные люди и каким инструментом могли отёсывать камень? И ещё: я хочу доказать, что на территории области жили люди в эпоху палеолита».

18 сентября у Надежды Ивановны юбилей. Если бы не преподаватель археологии Оренбургского университета, может, и не занялась бы музейным делом. Но он настолько увлёк студентов, что экзамен по его предмету в музее Надежда запомнит на всю жизнь. Поэтому возможность работать в Белгородском краеведческом музее она приняла без колебаний, а когда приехала в Белгород в 1969 году, вдруг почувствовала необъяснимое.

- Было ощущение, что я здесь уже была, куда ни приеду - всё мне близко и дорого. Поэтому я сразу впряглась в работу - мне было крайне интересно, - вспоминает она.

«Впряглась» - самое верное слово. Десять дней экспедиции в одном районе, затем без перерыва в другом, небольшой перерыв - и опять поездка. Начинали в восемь утра, а заканчивали тогда, когда селяне ложились спать. Надежда Шатерникова тогда заведовала отделом советской истории областного краеведческого музея. До областного он долгое время был городским, и музейных материалов в нём было крайне мало.

Бурка от будённовца

- Когда я возглавила отдел, то увидела, что из истории современности не собрано ничего, - вспоминает Надежда Ивановна. - Самый ценный подлинник - это воспоминания участников Гражданской и Отечест венной войн, которые тогда были живы. Ехали к ним, фотографировали, записывали, убеждали отдать документы в фонды музея.

Тогда обком партии поручил местным властям: приезжают музейные работники - бросайте все дела и помогайте им. Как что делать - учились на ходу. Самое главное - это умение разговорить простых жителей, и из этих расспросов иногда рождалась настоящая удача.

- Как-то в Борисовке я увидела бравого пожилого мужчину с лихо закрученными усами. Это был Иван Андреевич Шептун. Я к нему, с восхищением: «Как же вы похожи на Будённого!». «А как же, - отвечает вдруг он, - я же был в его войске». «А может, что у вас сохранилось?». Он отвечает: «Бурка». Это была неслыханная удача, - вспоминает Надежда Ивановна.

Бравый конармеец согласился отдать любовно сохранённую бурку в краеведческий музей. Но часто, гоняясь за редкими документами, музейщики узнавали, что они  сожжены или выброшены. Поэтому надо было спешить.
Первый колышек со строительства ОЭМК, панорама стройки с высоты птичьего полёта, передовики производства - с 1964 по 1973 год отдел и собирал материалы, и создавал экспозиции.

- Люди стучали в двери музея и говорили, что вы там мышей гоняете, так долго он был закрыт. Но когда открыли - это было столпотворение, - вспоминает Надежда Шатерникова.

Каждый день более тысячи посетителей, очередь от Преображенского собора (в атеистические годы музей располагался там) до универмага «Маяк», турпоезда из соседних областей... Тогда Надежду Шатерникову наградили медалью «За трудовое отличие» и знаком «Ударник пятилетки».

Новые музеи

Ей нравится создавать новое. С экспонатов в небольшом домике начинала вместе с прохоровским музеем. Создавала музей Раевского в Богословке, мемориал «В честь героев Курской битвы» в Яковлево, музей истории Белгорода в областном Дворце пионеров.

И ещё в её жизни есть главное детище - музей народной культуры. Что такое народная культура - горшок да прялка, так иногда снисходительно говорили ей. Но после посещения музея становится понятно, что все мы - это и есть народная культура, которая охватывает все эпохи.

- Народная культура - это собирательный образ, включающий в себя культуры всех предшествующих поколений, в том числе и древние, - говорит Шатерникова.

Основа экспозиций музея - подлинные уникальные предметы. Подавляющее большинство экспонатов остались в целости и сохранены для потомков только благодаря тому,
что сотрудники музея смогли сберечь их, несколько лет подряд выезжая в многодневные командировки. Долгое время основным объектом поиска стали подвалы,чердаки, огороды, сараи.

- Заходишь в дом и вдруг видишь, что ларь с картошкой накрыт чудесным сарафаном. И слышишь от молодёжи: кому это нужно, это же старьё? - вспоминает Надежда Ивановна. - Долгое время мы искали понёву - женскую одежду, подклад которой соткан из конопли, а верх из атласа. Приезжаем в деревню, спрашиваем у женщины на околице, есть ли у неё понёва? «Да, - отвечает она, - только я её разодрала на части, а то внучки поделить её не могут, когда играют».

К сожалению, многое оставшееся от дедушек и бабушек сжигали, выбрасывали, вещи съедала моль. На совещании работников культуры области Шатерникова подняла этот вопрос. Тогда глава региона Евгений Савченко, ознакомившись с фондами и экспозициями музея, дал задание собрать в области всё, что представляет исторический интерес в народной культуре - «до последней ниточки».

Это сейчас практически все музеи проводят мастер-классы. Музей народной культуры был здесь одним из первых. Заказывали специальное оборудование, чтобы все желающие могли заниматься народными ремёслами, разработали десятки детских экскурсий и уроков.

А для Надежды Ивановны самым важным стали не восторженные отклики делегаций и коллег, а реплика третьеклассницы. После экскурсии она вдруг удивлённо развела  руками: «Разве это музей? Это же дом, здесь так тепло и пахнет вкусно».

Хранитель памяти

Два года назад заслуженного работника культуры Надежду Шатерникову наградили медалью «За заслуги перед Землёй Белгородской» II степени, она - первый лауреат премии «Хранители памяти», сейчас продолжает работать в музее народной культуры. Её юбилей - праздник и для многочисленных учеников.

- Наша профессия удивительная, ведь с тобою говорит вечность. Могут устареть книги, кинофильмы, но никогда - музейные экспонаты. Этому нас всегда учила Надежда Ивановна, - говорит сотрудник Белгородского музея связи Елена Комарова.

 

Газета «Белгородские известия» № 146 от 17 сентября 2016 года

Елена МИРОШНИЧЕНКО