Дети-инвалиды знакомятся с народной культурой

1В настоящее время в России насчитывается более двух миллионов детей с ограниченными возможностями.

Необходимо вовремя помочь такому ребёнку обрести уверенность в своей значимости, осмыслить себя как частичку окружающего мира. Вот уже второй год Белгородский государственный музей народной культуры приобщился к выполнению этой важной задачи.

Каким образом происходит это приобщение? Во-первых, с помощью такой формы работы, как выездные музейные уроки. Живое общение с сотрудником музея на определённую заранее тему, знакомство с подлинными предметами народной культуры и быта, задевшая за живое пословица, песня или задорная шутка, надёжно передаваемое знание традиции — всё это исподволь формирует будущее пространство жизни маленького человека, делает его богаче и шире.

Мастер-класс помогает определиться с будущими увлечениями, формирует навыки работы с различными природными материалами и инструментами, развивает творческое мышление, мелкую моторику рук. Начинают ребята с самого простого: это может быть изготовление народной куклы из разноцветных кусочков материи и ниток, лепка из солёного теста обрядового печенья — крестов, лесенок или весёлых жаворонков с глазами-изюминами к празднику «Сороки».

Театрализация народного праздника и обряда в том его виде, воспоминание о котором сохранила для нас народная история, казалось бы, сегодня практически невозможна. Но интерес к возрождению традиций очень велик, и сегодня музейный ансамбль «Ладовицы» с его масленичной программой и другими мероприятиями из цикла «Народный календарь» — желанный гость в коррекционных школах города и области. Атмосфера народного праздника с его простыми играми и искренним весельем неизменно рождает отклик в детских сердцах и приобщает к самому главному — коллективному началу человеческих взаимоотношений, к жизни в обществе. Новую форму работы — онлайн-уроки для детей с ограниченными возможностями — предложил апробировать ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат (центр дистанционного образования детей-инвалидов)». И сотрудничество оказалось успешным. Специально настроенная программа Skype, малая группа с возможностью индивидуального подхода, общей беседы и наглядного показа предметов и действий — всё это благоприятно влияет на детскую психику, раскрепощает и на время выводит из замкнутого пространства четырёх стен.

С 1 сентября 2015 года Музей народной культуры начал работу в рамках проекта «Обеспечение детей-инвалидов Белгородской области услугой музейной коммуникации». Партнёром музея в этом проекте стала ГКУК «Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. В.Я. Ерошенко». Вместе с библиотекой музей готовит учебно-методический комплекс по народной культуре, в который вошли методические рекомендации для педагогов «Народные праздники», видео-уроки с сурдопереводом и бегущей строкой, книга «Загадки, считалки, потешки» со шрифтом Брайля.

Конечно, по ряду причин не все дети-инвалиды Белгородской области могут побывать на выездных музейных уроках, а тем более в самом музее. Для этого на сайте музея была создана специальная вкладка «online-трансляции». Через неё любой желающий сможет побывать на проводимых у нас мастер-классах, мероприятиях, праздниках и тематических лекциях. Всё это — только небольшие шажки в реализации проекта, который рассчитан на полтора года, но уже успел получить признание у заинтересованных белгородцев.

Газета «Наш Белгород» № 49 от 18.12.2015 г.

 

Ссылка на источник