Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Параметры шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы:

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Обычная версия сайта

Настройки отображения

8О традициях русского чаепития рассказывает новая выставка в музее народной культуры.

Пузатые самовары, расписные чашки, гравированные сахарницы и изящные щипчики для сахара — более пятидесяти экспонатов собрала эта выставка.

— Мы решили рассказать не просто об истории появления самовара и его разнообразных формах, а в целом поведать о традициях русского чаепития, его особенностях в различных сословиях, — отметила директор музея Елена Спиридонова.

Поэтому на открытии выставки гостям в первую очередь рассказали об истории появления чая в нашей стране.
Оказывается, впервые чай попал в Россию в начале XVII века из Китая. Привез его в Московское государство в 1638 году боярский сын Василий Старков, посланный с дарами к монгольским ханам. При дворе царя Михаила Федоровича напиток пришелся по вкусу и вошел в употребление. Первый договор на поставку чая из Китая был заключен уже в правление Федора Алексеевича в 1679 году.

За прошедшие с тех пор почти четыре века каждый из народов, живших в России, выработал свои приемы и технологии заварки, манеру и традиции чаепития.

На Руси различались чайные застолья и у разных сословий. Дворяне-аристократы, жители крупных городов старались копировать английскую чайную традицию, и «дворянский чай», откушиваемый в салонах и клубах, был больше поводом для общения, нежели обильным застольем. Купечески-помещичья культура чаепития — это самовар и большое количество сладостей. Мещане — чиновники, служащие, лавочники, разночинцы — пили чай с оглядкой на дворян и купцов. От купеческого пытались перенимать изобилие еды на столах, а от дворянского — культурную программу. Крестьянам же настоящий чай в те времена был практически недоступен. Чаще всего они употребляли смесь из трав, в основе которой был иван-чай.

Существовало четыре способа пития чая: вприкуску, внакладку, вдогонку и вприглядку. Вприкуску — это когда кусочек сахара откусывали и запивали чаем. Этот способ был не очень экономным. Гораздо выгодней было пить чай вдогонку. На кусок хлеба клали кусочек сахара. Откусывая хлеб, носом специально отодвигали кусочек сахара дальше, как бы догоняя его, и получалось так, что сахар съедался только в конце чаепития. Пить чай вприглядку — экономнее не придумаешь: хлебали «пустой» чай, а на сахарную голову просто смотрели. А вот в богатых домах чай пили внакладку — насыпая сахар прямо в чашку.

Работники музея продемонстрировали все четыре способа. А после пригласили гостей на осмотр выставки. Главные её экспонаты, конечно же, самовары: с гравюрами, узорами, жаровые самовары в форме вазы, полушара, яйца и даже рюмки.

Особое место занимают самовары от известной фабрики Баташевых, произведенные в конце XIX — начале XX веков. Они привлекают внимание своими необычными формами, изысканными деталями, использованием орнаментов в византийском стиле, а также рококо и барокко.

Также здесь можно увидеть чайные пары, полоскательницы, щипчики для колки сахара, молочники, вазочки-конфетницы, заварочные чайники, вазы-фруктовницы, кольца для салфеток. О каждом экспонате вам с удовольствием расскажут приветливые работники музея народной культуры — настоящие знатоки русских традиций. Продлится выставка до конца января 2016 года.

Кира БОРИСОВА

Ссылка на источник