Научно-исследовательская работа по этнографии представлена двумя видами деятельности, каждая из которой подразделяется на составляющие элементы. К числу первой относится эмпирическое исследование – проведение собственных наблюдений, опросы в ходе полевых исследований, ко второй – теоретическое исследование – работа по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Эмпирическое исследование включает наблюдение, опрос, беседу, описание этнографических явлений, реконструкции, работу по программам и вопросникам, выписки сведений из первоисточников (похозяйственных книг и т.д.), сбор экспонатов и т.д.

Теоретическое исследование представлено различными методами изучения и обобщения собранного материала: классификация, типология, картографирование явлений, сравнительно-исторический анализ и пр. последний имеет несколько частных проявлений. Наиболее применяем в этнографии историко-лингвистический анализ. Широко используется также системный историко-этнографический подход, предполагающий рассмотрение явлений материальной и духовной культуры во всех связях и опосредованиях.

 

ВОПРОСНИК: ОБИТАТЕЛИ КРЕСТЬЯНСКОГО ДВОРА

1. Как называется (называлось раньше) место, на котором находится дом с хозяйственными постройками?

2. Опишите каждое хозяйственное строение во дворе (какие функции выполняло, из чего строилось, где располагалось), зарисуйте или сфотографируйте?

3. Как называли крестьянское подворье?

4. Каких животных выращивают в вашей местности?

Лошадь

5.1. Какие породы и масти лошадей характерны для вашей местности?

5.2. Как называли лошадь:

- по первому году;

- по второму году;

- по третьему году?

5.3. Назовите основные детали конской упряжи, как ее запрягали?

Корова

6.1. Какие породы и масти коров характерны для вашей местности?

6.2. Как называли корову:

- по первому году;

- по второму году;

- по третьему году?

6.3. Как называется безрогая корова, корова без теленка?

7. Назовите наиболее распространенные клички коров, лошадей, других животных?

8. Как называют ожидающую приплода лошадь, корову, овцу, козу, свинью, собаку, кошку?

9. Как называется процесс родов у животных?

10. Как называют овцу в разные периоды ее жизни?

11. Как называется шерсть овцы?

12. Как называют петуха, как называют курицу

- которая несется;

- сидит на яйцах;

- водит цыплят;

- запела петухом?

13. Как называют утку и селезня?

14. Запишите названия предметов, связанных с пчеловодством?

15. Назовите продукты животноводства (как, например, называют соленый творог, заготовленный впрок)?

16. Запишите слова, обозначающие различные процессы ухода за животными и предметы ухода?

17. Напишите названия кормов для различных животных?

18. Запишите названия пастбищ?

19. Как называют кормовую смесь сена и соломы?

20. Виды навоза, их применение?

21. Приметы, связанные с домашними животными?

22. Загадки, сказки и пословицы о животных?

23. Праздники, посвященные домашним животным, традиции их празднования в данной местности?

ВОПРОСНИК: БОЛЬШИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Масленица

Названия масленичной недели и ее дней

Как называлась масленичная неделя (сырная, мясопустка, хрестная).

Как назывались дни на Маслену? (понедельник – сухой, четверг – широкий, суббота – даровая, родительская, воскресенье - прощеное).

Сроки

Когда отмечали Масленицу?

С какого дня начинали праздновать? (с понедельника, с четверга)

Масленичная трапеза

С какого дня начинали печь блины?

Куда девали первый блин? (оставляли на слуховом окне, отдавали птицам или др.)

Как и из чего приготавливали масленичные блины?

Пекли ли на Масленицу орехи?

Обрядовые действия

Встреча Масленицы

Встречали ли Масленицу? (в какой день недели? утром или вечером?)

Где проходила встреча Масленицы? (за селом, на горе)

акие песни пели во время встречи Масленицы? Кто их пел? (только женщины, девушки и женщины вместе? или все?)

Катания с гор

В какой день начинали кататься с гор? (с понедельника, с четверга)

Кто должен обязательно прокатиться? (пряхи, молодожены, молодежь)

Приговаривали ли какие-либо слова во время катания (например, пряхи: «На долгий лен»)

На чем катались с гор? (на санях, ледянках, крыгах или др.)

Вождение козла

Существовал ли в селе обычай «водить козла/козу» (т.е. рядиться в козла и ходить по деревне)?

Как выглядели ряженые?

Кто рядился «козлом»? (только парни, могли ли рядиться и девушки или это делали только мужчины)

Ходили ли они по дворам?

Чем заканчивалось это действо?

Посещение молодой родительского дома

Приходил ли зять к теще на блины?

Устраивали ли «даровую субботу»? (на ней молодым додаривали свадебное приданое, чаще домашнюю скотину)

Величание молодоженов

Как молодых величали на Масленицу? (например, в хороводах, как в с. Кустовое Белгородской обл. под песню «Ой, ты, белая руменая моя»)

Корение холостых парней

Вешали ли холостым парням колодку?

Как она выглядела? (колода, цветок, лента или др.)

Кто ее вешал? (женщины, зашедшие в гости или др.)

Чем от колодки откупались?

Кулачные бои

Устраивали ли кулачки на Масленицу?

В какой день и время суток они проводились?

В каком месте устраивали бой? (на поле, на замерзшей реке или др.)

Кто принимал участие в бою? (мальчики, парни, мужики)

Кто начинал бой? (дети или др.)

Какие существовали правила боя (биться только руками, только грудью, биться до первой крови – после выходить из боя, не бить младшего)

Как заканчивались кулачки?

Поминание предков

В какие дни поминали родителей? (на рябой неделе – перед масленицей, в прощеное воскресенье)

Ходили ли после службы на кладбище?

Как просили друг у друга прощения? (младший у старшего; собирали всех родственников в доме родителей, садились друг к другу на колени и просили прощения)

Масленичные костры, проводы Масленицы

Жгли ли костры на масленичной неделе?

В какой день их зажигали (в четверг, воскресенье или др.)

Как это действие называлось? (жечь пурину, жечь солому)

Где устраивали костер? (на улицах, в центре села, на горе, в огороде)

Что бросали в костер? (старые вещи, старую обувь)

Скатывали ли горящие осмоленные колеса с горы?

Выкрикивали ли при этом какие-либо слова? (например «козла полим!»)

Чучело Масленицы

Делали ли в селе чучело Масленицы?

Как оно выглядело? (соломенная баба или др.)

Из чего его изготавливали?

Катали ли чучело по селу?

Сжигали ли его?

Как это действие называлось? (проводы, похороны Масленицы или др.)

Что делали с пеплом от сгоревшего чучела? (выносили на поле или др.)

Пели ли специальные песни во время сжигания чучела?

Великий пост

Что разрешается есть в Великий пост?

Кому разрешается не придерживаться ограничений в пище?

Какую одежду носили в пост?

Можно ли было петь «алилешные» песни?

сполнялись ли во время поста специальные песни (например, постовые)

Сороки (9 марта)

Как называется специальная выпечка на Сороки? (кулики, чувильки, жаворонки, сороки,, булочки, пампушки, орехи, голубцi, бублики)

Какая форма выпечки? (птички с распростертыми крыльями, со сложенными на спине, с гребешками, большие, маленькие)

Что вставляли в глазки? (изюм, сушеные ягоды, ганус)

Из какой муки выпекали? (из ржаной, пшеничной, овсяной)

Что запекали во внутрь одного из жаворонков?

Где съедали жаворонков ( в доме, на улице, на падарне или др.)

Что сулило тому, кому достанется помеченный жаворонок? (будет счастлив весь год)

Где хранили найденную монетку? (на божнице, носят с собой для счастья)

В какое время суток ели жаворонка? (утром, днём, вечером)

Жаворонка ели полностью или какую-то часть?

Когда ели оставшуюся часть? (вечером следующего дня)

Давали ли эту выпечку скоту?

В какой день давали эту выпечку скоту? (когда выгоняли в первый раз на луг, на Сороки)

Гадали ли взрослые с жаворонками?

Как гадали? (Запекали кольцо, монетку, щепку, уголёк, по тому, что кому достанется узнавать о предстоящей учести: кольцо- к свадьбе, щепка- гроб, монетка – богатство)

Закликали ли весну?

Кто закликал весну? (девушки, дети, взрослые)

Какими словами закликали весну? («Кулик- жаворонок, прилетел на одонок»)

При закликании что делали с печеньями? (подбрасывали вверх, клали на голову, держали в руках, натыкали на палочки)

Был ли обычай прятать жаворонков?

Где прятали жаворонков? (в сарае, на соломе)

В каком месте закликали весну? (на возвышенном, крыше сарая, на заборе, на деревьях)

Какие песни пели на сороки?

Хороводы водили?

Какие существуют приметы, связанные с этим днём? (если утром появился туман, то в этот год будет большой урожай на лён и коноплю)

Сердокрестье

Как назывался этот праздник в селе? (Середокрестье, Сердохрестье, Сердопостье)

Пекли ли в этот день специальные булочки? (кресты, хресты, похрестники)

Какое количество похрестников выпекали (на каждого члена семьи или произвольное)

Запекали ли во внутрь монету, зерна или др.?

Что сулило тому, кому доставался похрестник с монетой? (будет счастлив в этом году, должен первым начать сев)

Клали ли похрестники в мешки с зерном?

Кормили ли ими скот?

Ходили ли в этот день дети по дворам с песенками? (например, со словами: «Подавайте хрёст, обливайте хвост» или др.)

Обливали ли просящих водой?

Вербное воскресенье

Освещали ли вербу в церкви?

Существовал ли обычай украшать вербу? (бумажными цветами, лентами)

Хлестали ли освещенной вербой домочадцев, скотину?

Что при этом приговаривали? (Верба хлёст! Бей до слез! / Не я бью, Верба бье!)

Куда потом девали вербу? (хранили в святом углу, сажали на огороде, вставляли в святой угол с внешней стороны дома или др.)

Лечили ли болезни с помощью вербы? (от лихорадки, болезни зубов)

Какие существовали поверья, связанные с вербой (где верба стоит, туда не попадет молния, верба закрывает дорогу в дом нечистой силе или др.)

Чистый четверг

Как назывался четверг на последней неделе поста? (Чистый, Великий)

Для чего купались в этот день? (чтобы тело было чистое весь год, чтобы лицо было белое без веснушек или др.)

Объезжали ли на рассвете двор? На чем? (на палке, кочерге, метле или др.)

Для чего это делали? (предотвратить мор скота или др.)

Существовал ли обычай нести горящую свечу после службы домой?

Какие приметы связаны с этим обычаем?

Рисовали ли кресты на матице огнем, принесенным из церкви?

Пережигали ли в этот день соль?

Резали ли в этот день поросенка?

Какими свойствами обладало сало этого поросенка?

Благовещенье

Поверья и запреты

Какие существуют приметы, связанные с этим днём? (если пойдёт дождь, то год будет грибной)

Какие существовали запреты на этот день? (нельзя работать, расчесываться, разводить огонь)

«Благовещенье – разрешенный день», поэтому пели «алилешные» песни, водили хороводы или др.)

Выпечка

Пекли ли дома просвиры?

Закладывали ли в них монету?

Что сулило тому, кто съедал такую просвиру? (будет счастлив, пойдет первым засевать или др.)

Хранили ли эти просвиры до первого сева?

Клали ли эти просвиры в мешки с зерном для сева?

Кормили ли этой просвирой лошадь перед первым севом?

Пасха

Какую выпечку делали на Пасху? (пасха, кулич)

Из какого теста делали выпечку?

Готовили ли пасхального поросёнка?

Куда девали кости от поросёнка? (закапывали в землю, бросали в воду)

Еду на пасху освещали?

Катали яйца?

Где катали яйца? (в поле, на могиле)

Кто катал яйца? (дети, молодёжь, женщины, мужчины)

Хранят ли первое пасхальное яйцо до следующего года?

Есть магические свойства у пасхальных яиц? (первая пара покрашенных яиц может потушить пожар, с этими яйцами искали пропавших в лесу коров, гладили скотину по хребту, чтобы не болела)

Яйца на могиле оставляли, зарывали, крошили.

Хранили ли освящённый кулич?

Для чего хранили освящённый кулич? (этот кулич ели при посеве)

Фомина неделя, «Радуница»

Как назывался вторник на Фоминой неделе? (Радуница, Навьи проводы, Фомин вторник или др.)

Ходили на кладбище в этот день?

Брали с собой еду?

Причитали ли на кладбище?

Вознесение, обряд «крещения и похорон кукушки»

Названия обряда

Как жители называют этот обряд? (кстить кукушку, повивать кукушку, вязать кукушку, хоронить кукушку или др.)

Сроки проведения обряда

В какие сроки проводился обряд? Как эти дни называются на местном диалекте? (на Звесеньё, Ушестя, от Звесенья до Петрова дня, от Вознесения до Троицы, в Николин день или др.).

Участники обряда

а) Кто являлся обязательным участником обряда? (только девочки, девочки и мальчики, девочки и женщина или др.)

б) Каков возраст участников обряда?

Где происходило обрядовое действо?

в саду; в лесу; в доме или др.

Чучело кукушки

Как выглядело чучело кукушки? (кукла из тряпок; кукла из тряпок, посаженная на кленовую или сосновую ветку, или другую ветку; ветка дерева, украшенная лентами; репей, украшенный лентами, кукла, сплетенная из травы или др.)

Наряд кукушки

Как выглядел наряд кукушки? (наряжали как невесту: в платье, фату или платок; ничего не надевали).

рещение кукушки

Каким образом происходило крещение кукушки? (носят по селу, а потом сажают на дерево, носят по селу, а потом закапывают в землю).

Похороны кукушки

Каким образом происходили похороны кукушки? (разбирают ленты, а ветку выбрасывают; зарывают куклу, а ветку выбрасывают; хоронят в гробике; топят в реке, колодце; оставляют на дереве/кусте или др.).

Обрядовая трапеза

Какие блюда являлись обязательными при проведении обряда? (яичница; каравай из каши; блины).

Кумление девушек

Как происходило кумление девушек? (девушка выбирала себе куму и они целовались; менялись платками или бусами или др.).

Кумились ли девушки под специальные песни? (если да, то какие)

Раскумливание

В какие сроки происходило раскумливание? (в тот же день на Вознесение, На Троицу, на Петров день или др.).

Каким образом? (возвращали друг другу бусы, платки или др.).

Какие приметы в селе связаны с кукушкой?

Семик – Троица

Конец весны – начало лета.

Троица – 7 неделя после Пасхи.

Важнейшие дни на Cемиковой неделе:

четверг – Семик;

суббота – поминальная;

воскресение – Троица;

понедельник - Духов день.

Комплекс народных обрядов включает в себя следующие ритуальные действия:

украшение домов, храмов зеленью;

завивание берёзок и венков;

гадание девушек по брошенным в воду венкам;

кумление девушек.

Как называлась седьмая неделя после Пасхи? (Троица, зелёные святки, Семицкая, клечальная, семуха или др.).

Как назывался четверг на этой неделе? (Семик или др.)

Украшение домов зеленью

Украшали на Троицу зеленью дома, церкви?

Какой зеленью украшали? (ветвями берёз, клёна, ясеня, липы, осины).

Пол в доме обязательно устилали душистыми травами и цветами? (полынь, чабрец, душица, заря).

Как называлась Троицкая зелень? (например, клеченье или др.)

Ставили ли в ворота ветку осины?

Для чего это делали? (чтобы нечистая сила не прошла во двор или др.)

Завивание берёзок и венков

Существовал ли в селе обычай завивания берёзки?

Что значит «завивать»?

Как происходило это действо?

Плели ли на Троицу венки?

Где их плели? (на лугу, в церкви во время службы или др.)

Из какой травы плели венок?

Какие песни исполняли во время плетения венков?

Сохраняли венки до следующего года или нет?

Гадание девушек по брошенным в воду венкам

Ходила ли пожилая женщина с девушками гадать по венкам? Для чего ходила? (чтобы разъяснить девушкам, что сулит венок каждой из них)

Бросали ли в воду венки?

Венки бросали в воду руками или скидывали, наклоняясь с головы?

Гадали ли девушки о своей судьбе потому, как плыли венки?

Что это означало? (венок плывёт; венок остался на месте; венок потонул; куда венок поплыл - туда девка замуж выйдет).

Кумление

Кумились ли девушки? Какого возраста?

В какой день кумились? (на Вознесенье, на Семик, на Троицу или же др.)

В каком месте происходило кумление? ( саду, лесу там где завивали берёзку или др.)

Как совершалось кумление?

Что говорили во время кумления?

При кумлении девушки обменивались своими вещами? (платками, лентами, бусами, кольцами, крестиками)

Покумившиеся девушки становились как бы кровными родственницами?

Называли друг друга сёстрами, кумою?

Кто с кем кумился? (девушка с девушкой, парни с парнями, девушки с парнями).

Раскумливаие

Существовали ли обычай раскумливания?

Возвращали ли друг другу вещи?

Развивали ли березки?

В какое время суток происходило это действо?

Обрядовая еда

Какая еда считалось обязательной на Троицкой неделе? (жареная яичница, каравай из пшенной крупы и яиц, каша или др.)

Кто участвовал в обрядовой трапезе? (только девушки, девушки и парни или др.)

Где устраивалась трапеза? (в саду, на ржаном поле, в лесу или др.)

Ряжение на Семик (Троицу)

Рядились на Семик (Троицу)?

Как рядились? (когда девушки ходили собирать яйца накануне кумления или во время праздничных гуляний всем селом или др.)

Кто рядился? В кого рядились? (например, в Семика и Семичиху)

Когда ходили ряженые по селу - били ли в косу, заслонку? Зачем это делали?

Троицкая одежда

Существовала ли специальная Троицкая одежда?

Как одевались в воскресенье, в понедельник?

Танки и хороводы

Водили ли танки? (или хороводы)

Кто водил Троицкие танки (карагоды)? (только девушки, девушки и женщины, все жители или др.)

Имел ли танок (карагод) определенный рисунок?

Какие песни исполняли во время движения в танке (карагоде)?

Поминовение предков

Какие дни на троицкой неделе называются поминальными?

Ходили на кладбище в субботу?

Разрешалось ли в этот день поминать покойников-самоубийц?

Клали на могилы венки и берёзовые ветки?

Устраивали ли на них холодок (т.е. тень от вставленных в землю веток)?

Как заканчивалось поминовение? Была ли обильная трапеза, выпивка и веселье?

Поверья о русалках

Кто такие русалки?

Существовали ли другие названия русалки? (купалка, водяница или водяная. шутовка, чертовка, лешачиха, лобаста).

Как они выглядят?

Какой цвет волос у русалок и как они их укладывают?

Имеется ли начальство над русалками?

Где живут русалки?

Когда появляются русалки?

Чем занимаются русалки?

Какой характер имеет русалка? (добрая, злая, вредная и т.д.)

Одинаково ли отношение русалок к мужчинам и женщинам?

Может ли русалка воздействовать на урожай? (вредить, помогать и т.д.)

Связывают ли русалку с нечистой силой?

Что надо делать, если встретишь русалку?

Существуют ли обереги от русалок?

Как русалками пугают? (нельзя ходить в лес, а то русалки защекочут или др.)

Жатва

Существовали ли в селе песни, исполняющиеся во время прополки, жатвы?

Ставили ли первый сноп в святой угол?

Сколько он там хранился и что с ним потом делали?

Оставляли ли на поле несжатый сноп колосьев?

Как его называли? (бородка, Велесу на бородку, Илье на бородку или др.)

Клали ли внутрь его что-либо (хлеб, монетку или др.)

ВОПРОСНИК: НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Детская одежда

- Какую одежду готовили детям грудного возраста? Из какой ткани? Кто готовил пеленки и другие вещи? Готовила ли вещи женщина во время беременности?

- Как одевали детей до 5-6 лет? Назовите одежду для теплого времени года и для зимы? Во что обували детей? Кто готовил одежду и обувь? Головные уборы девочек?

Одежда подростка

- Опишите костюм девочки 7-13 лет. Что носили летом? В холодное время года?

- Что носили мальчики-подростки в разное время года (одежда, обувь, головные уборы)?

Поверья связанные с уходом за волосами

- Есть ли поверья, связанные с уходом за волосами? Какие прически были у девочек- подростков, девушек, замужних женщин?

- Как подстригались юноши, молодые мужчины, старики?

Одежда юношей, девушек

- Что носили юноши, женихи, молодые, женатые, зрелого возраста мужчины, старики в разное время года (одежда, обувь, головные уборы)?

- Перечислите виды одежды, которую носили девушки до замужества.

- Как она украшались?

- Назовите местные названия деталей девичьей одежды?

- Какие украшения носили девушки (накосники, шейные, заплечные и т.д.)?

- Что изготавливали сами, что покупали?

- Какие головные уборы носили девушки, опишите и назовите детали?

- Опишите зимнюю одежду девушек?

Одежда замужней женщины

- Одежда замужней женщины, что носили, цвет одежды, как украшались.

- Опишите женские головные уборы, обувь.

- Отличалась ли праздничная одежда от обыденной?

- Одежда женщины зрелого возраста, Чем она отличалась от молодых женщин. Что носили в праздник?

- Есть ли отличия в одежде вдовы, солдатки, старой девы?

Обрядовая одежда

- Сохранились ли в Вашем поселении представления об употреблении предметов одежды в обрядах (родильных, свадебных, похоронных, связанные с земледелием, рыболовством, пастушеством) Если есть, то какие?

- Опишите женский свадебный костюм (старинный). Что надевала просватанная девушка?

- Опишите мужской свадебный костюм.

Поверья и обряды, связанные с элементами одежды

- Какие в Вашем поселении сохранились предметы и поверья, связанные с отдельными частями одежды, головными уборами, поясом?

- Какие платки бытовали в Вашей местности (праздничные и на каждый день) для разных возрастных групп?

- Какие пояса носили мужчины и женщины? Кто их изготавливал?

Традиции изготовления одежды

- Соберите рассказы о мастерицах (мастерах), изготавливавших народные костюмы или их детали.

- Продолжаются ли традиции изготовления одежды или деталей в настоящее время одежды? Если нет, то когда оно прекратилось?

- Используется ли сегодня местная традиционная одежда или какие-либо ее части во время праздников (семейных, календарных, церковных)?

ВОПРОСНИК: СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

Сватовство.

- Как осуществляется выбор невесты?

- Посылали ли в семью избранной девушки родственника «на разведку»? Кто шел сватать? Как называли сватов («старосты» или иначе)?

- Шли ли тайно или открыто?

- При входе в дом как себя вели (трогали печку, гремели заслонкой и т.д.)?

- Где садились?

- Как начинали разговор, какие приговоры использовали?

- Давали ли родственники со стороны невесты согласие сразу или назначали день, когда можно было прийти за ответом. Оставляли ли сватье какую-либо вещь?

- Что несли с собой на заключительное сватовство (хлеб, квас, соль, вино, холодец и др.)?

- Как договаривались о дне свадьбы, пропое, приданом?

- Что готовили в приданое?

- Бытовал ли обычай «выговорить шубу» невесте?

Осмотр подворья жениха.

- Кто шел смотреть подворье жениха?

- Как готовились к этому в доме жениха?

- Что смотрели гости?

- Как отказывались от застолья, а значит от сватовства?

Пропой.

- Как в Вашей местности называется этот свадебный этап?

- Кто участвовал в пропое?

- Что приносила родня жениха?

- Участвовали ли в пропое жених и невеста, их товарищи и подруги?

- Какие песни исполнялись в данном случае?

- Через какое время обычно назначалась свадьба?

- Оговаривались ли материальные издержки на свадьбу, подарки?

Подготовка к свадьбе.

- Чем занималась невеста до свадьбы?

- Как свой новый статус подчеркивала просватанная девушка (прической или иначе)?

- Приходил ли жених к невесте в этот период, что приносил, что получал в ответ?

- Бытовал ли у Вас каравайный обряд (замешивания и выпечка каравая)?

- Кто присутствовал при этом?

Девичник.

- Когда устраивали девичник, кто принимал в нем участие?

- Какие песни пели в этот вечер?

- Шли ли подруги невесты по улице с песней, с какой?

- Заменяли ли они завески (фартуки) рушниками, как символом долгой дороги?

- С какой песней входили в дом девушки, кто и как их встречал?

- Где в это время находилась невеста?

- Если у невесты не было матери, кто заменял ее?

- Кто расчесывал девушке косы?

- Ставили ли за стол, у которого сидела невеста, маленькую сосну (или репей), украшенную лентами. Если невеста сирота, заламывали ли верхушку сосны?

- Плели ли на девичнике плетенки (косицы из суровых или шерстяных нитей)?

- Присылал ли жених подарки, что именно?

Своды.

- Бытовал ли обычай предсвадебного застолья, где в присутствии гостей благословляли жениха и невесту?

Приданое.

- Что было принято готовить в приданое?

- Когда и кто привозит приданое?

- Украшала ли дом жениха невеста? Когда?

Первый свадебный день. Венчание.

- В какой день венчались?

- Приходили ли от жениха «рубашники» за его венчальной рубахой?

- Кто собирался в доме невесты? Кто расчесывал невесте косы? Какие песни при этом пели?

- Как и во что одевали невесту? Чем отличалась одежда невесты-сироты?

- Как дожидались жениха? Какие песни при этом пели?

- Как собирался свадебный поезд у жениха? Кто участвовал? Как украшали лошадей, повозки? Сколько было повозок, какие?

- Кто встречал свадебный поезд у дома невесты? Кто и чем платил выкуп?

- Как благословляли невесту (расстилали ли шубу, выносили ли хлеб-соль)?

- Какие песни пели «поезжанам»? Что выкупал дружка?

- Благословляли ли жениха и невесту вместе? Обводили ли их трижды во круг стола? Что старалась делать невеста?

- Разметала ли мать невесты дорогу поезду веником?

- Что стелили под ноги молодым? Какие бытовали приметы?

- Какой песней встречали молодых на выходе из церкви?

- Кто присутствовал на венчании?

- Как встречали молодых родители жениха (разметали ли дорогу, стелили холст, выносили икону, хлеб-соль, разжигали ли костер возле дома)?

Обряд повивания.

- Где и как совершался обряд повивания невесты, кто его совершал?

- Какие песни исполнялись при обряде?

- Бытовал ли обычай «скакать на лавках»?

- Чем обсыпали молодых, что это символизировало?

Свадебный пир. Дары.

- Кто присутствовал на свадебном пиру, как рассаживали гостей за столом?

- Где сидели молодые?

- Участвовали ли в свадебном пире подруги невесты, незамужние родственники?

- Что подавали на стол? Какое блюдо было «разгонным» (подавали последним)?

- Выносили ли каравай (чем был украшен) ломали ли его над головами молодых? Кто это делал?

- Что дарила новым родственникам невеста?

- Где устраивалась брачная постель молодым? Кто провожал молодых?

Второй день свадьбы.

- В чьем доме собирались на 2-й день свадьбы?

- Ставили ли у входа в помещенье, где спали молодые, пень, одетый в женское платье?

- Били ли глиняные горшки?

- Как одевалась на второй день свадьбы?

- Проводили ли испытания молодой?

- Известно ли обрядовое хождение молодых за водой?

- Рядились ли гости во второй день свадьбы? Шли ли молодые с родственниками и ряжеными в дом невесты приглашать на обед?

- Возвращались ли с родными невесты, несли ли живую курицу, украшенную лентами и бусами?

- Какими песнями величали молодых?

- Известны ли в Вашем населенном пункте «Отводы» (посещение родственников, гулявших на свадьбе)?

- Катали ли свекра и свекровь?

ВОПРОСНИК: ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

- Сохранились ли представления о существовании души умершего, о загробном мире?

- Сохранились ли вера в приметы, предвещающие смерть?

- Зовут ли священника к верующему, когда ясно, что его смерть близка? Соборуют ли его? Кто может заменить священника, если поблизости нет церкви?

- Как выражается скорбь по умершему? Причитают ли над ним?

- Какие действия совершаются в доме сразу после смерти человека (закрывают ли зеркала, останавливают ли часы, зажигают ли лампаду, ставят ли стакан с водой)?

- Как объясняют смысл этих действий?

- Готовят ли заранее смертную одежду? Какую?

- Различается ли чем-либо смертная одежда людей разного возраста (молодых, пожилых), есть ли особенности в смертной одежде не вступивших в брак молодых людей?

- Обмывают ли умершего? Кто совершает это действие (родственники, посторонние люди)? Каков ритуал обмывания, как объясняется его необходимость?

- Что делают с остатками воды и предметами, употреблявшимися для обмывания (с мылом, посудой, гребнем и т.д.)?

- Заготавливают ли гроб при жизни?

- Считают ли, что покойный «все слышит», когда в доме происходят приготовления к похоронам? До какого периода он способен осознавать происходящее вокруг него?

- Оставляют ли умершего одного в доме или нет? Почему?

- Приглашают ли кого-нибудь читать псалтырь, молитвы у умершего? Кого? Делают ли это, если умерший - неверующий? Как объясняют необходимость этого? Ставят ли в головах умершего горящие свечи?

- Кладут ли в гроб умершему какие-либо бытовые предметы (носовой платок, расческу, мыло, иголки, нитки и т.п.)?

- Кладут ли «венчик» и «рукописание»?

- На какой день после смерти хоронят? В какое время дня? Кем определяется день и час похорон?

- Какие существуют формы прощания с умершим до выноса его из дома?

- Устраиваются ли поминки до выноса умершего из дома?

- Совершаются ли какие-либо магические действия при выносе гроба из дома?

- Отпевают ли умершего в церкви? Практикуется ли заочное отпевание?

- Кому полагается нести гроб? Есть ли какие-нибудь представления об этом? Какие правила соблюдаются при несении гроба?

- Принято ли ставить на некоторое время гроб (для прощания с покойным) у дома, прежде чем направляться на кладбище?

- Везут ли (на чем) гроб на кладбище?

- Кто выкапывает могилу (родственники, друзья, нанятые посторонние люди)?

- Принято ли бросать в могилу при погребении горсть земли, деньги, платки и т. п.? Кладут ли на могильный холм цветы, венки?

- Оставляют ли что-либо на могиле (сани, жерди, полотенце, еду, питье)?

- Раздают ли подарки «первым встречным»? Какие? Для чего это делается?

- Работает ли в Вашей местности контора ритуальной службы? Какие виды услуг она выполняет (изготовление гроба, венков, траурных лент, обеспечение цветами, автобусом, духовым оркестром и т. п.)?

- В каких формах проходит гражданская панихида и где - в доме умершего или на кладбище? Кто берет на себя организацию траурного митинга?

- Какова в целом роль трудового коллектива, где работал покойный, в проведении похорон и поминок?

- Создается ли трудовым коллективом комиссия по проведению похорон? Чем она занимается?

- Когда ставят надгробный памятник? В день похорон или позднее? Какова форма надгробья (деревянный крест, каменная или бетонная стела и т.п.)? Чем определяется форма надгробья - традицией, вкусом родственников, стандартами изготовителей?

- Устраиваются ли поминки в день похорон, на 9-й и 40-й дни, через полгода, в годовщину? Кто участвует в организации поминок? Ходят ли в эти дни на кладбище? Готовят ли для поминания специальные блюда (кутью, блины, квас, особые пироги и т. п.)? Ставят ли на стол прибор для души умершего?

- Устраивают ли в какой-либо форме поминки на Пасху, на Троицу, в родительскую субботу, в другие дни?

- Поминаются ли умершие родственниками в церкви?

- Соблюдается ли траур родственниками покойного? В каких формах?

- Отмечается ли общий день поминовения всех усопших? Как он проходит? Когда?

- Бывает ли коллективная уборка кладбища? В какое время года? Кто ее организует?

- Как чтится память воинов, погибших в Великой Отечественной войне, партизан, жертв фашистских репрессий, воинов-интернационалистов? Сложился ли устоявшийся церемониал? Какой?

ВОПРОСНИК ПО ОБРЯДУ «КРЕЩЕНИЯ И ПОХОРОН КУКУШКИ»

1. Названия обряда

Как жители называют этот обряд? (кстить кукушку, повивать кукушку, вя-зать кукушку, хоронить кукушку или др.)

2. Сроки проведения обряда

В какие сроки проводился обряд? Как эти дни называются на местном диалекте? (на Звесеньё, Ушестя, от Звесенья до Петрова дня, от Вознесения до Троицы, в Николин день или др.).

3. Участники обряда

а) Кто являлся обязательным участником обряда? (только девочки, девоч-ки и мальчики, девочки и женщина или др.)

б) Каков возраст участников обряда?

4.Где происходило обрядовое действо? (в саду; в лесу; в доме или др.)

5. Чучело кукушки

а) Как выглядело чучело кукушки? (кукла из тряпок; кукла из тряпок, по-саженная на кленовую или сосновую ветку, или другую ветку; ветка дере-ва, украшенная лентами; репей, украшенный лентами, кукла, сплетенная из травы или др.)

б) Наряд кукушки

Как выглядел наряд кукушки? (наряжали как невесту: в платье, фату или платок; ничего не надевали).

6. Крещение кукушки

Каким образом происходило крещение кукушки? (носят по селу, а потом сажают на дерево, носят по селу, а потом закапывают в землю).

7. Похороны кукушки

Каким образом происходили похороны кукушки? (разбирают ленты, а ветку выбрасывают; зарывают куклу, а ветку выбрасывают; хоронят в гробике; топят в реке, колодце; оставляют на дереве/кусте или др.).

8. Обрядовая трапеза

Какие блюда являлись обязательными при проведении обряда? (яичница; каравай из каши; блины).

9. Кумление девушек

а) Как происходило кумление девушек? (девушка выбирала себе куму и они целовались; менялись платками или бусами или др.).

б) Кумились ли девушки под специальные песни? (если да, то какие)

10. Раскумливание

а) В какие сроки происходило раскумливание? (а тот же день на Вознесе-ние, На Троицу, на Петров день или др.).

б) Каким образом? (возвращали друг другу бусы, платки или др.).

11. Какие приметы в селе связаны с кукушкой?

ВОПРОСЫ: «РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУХНЯ»

1.Какой распорядок дня бытовал на Руси?

2.Сколько раз в день ели на Руси?

3.Сколько и какие православные посты вы знаете?

4.Что разрешается, что запрещается есть во время поста?

5. Что такое скоромная пища?

6.Какие правила поведения за столом бытовали на Руси?

7.В каком случае ели вне дома, не за столом?

8.Какой порядок подачи блюд на стол существовал на Руси?

9.Кто готовил и где еду на Руси?

10.Значение русской печи в избе? Где находится «бабий кут»?

11.Какие функции русской печи вы знаете?

12.Значение хлеба на русском столе?

13.Что называли словом «хлеб» на Руси?

14. Как пекли хлеб?

15.В чем ставили тесто для выпечки хлеба (в какой посуде)?

16.Как часто выпекали хлеб (раз в месяц, раз в неделю, каждый день, по мере надобности)?

17.Из какой муки выпекали хлеб на Руси, и в наше время?

18.Где хранили зерно, муку?

19.Как мололи зерно на Руси (мельницы, ступы)?

20.Какие существовали мельницы на Руси?

21.Где выпекали хлеб на Руси, в наше время?

22.На чем выпекали хлеб? (на капустном листе, латке, сковороде, пекарском листе)?

23.Какую обрядовую, праздничную выпечку вы знаете (календарные, православные, семейные праздники)?

24.Без чего не обходится пир или праздничный стол?

25.Какие вы знаете разновидности пирогов?

26.О каком пироге идет речь в комедии И. Крылова «Пирог»? (называемые «хлебальные пироги» - пироги-тарелки).

27.Какие начинки для пирогов вы знаете?

28.Значение соли на Руси?

29.Что означает на Руси « хлеб-соль»?

30.Почему гостей на Руси встречали хлебом и солью?

31.Знаете ли вы русские пословицы и поговорки о хлебе и соли?

32.Какие первые (жидкие) блюда вы знаете (щи, уха, калья,борщ,похлебка, ботвинья, рассольник, окрошка и др.) ? Какие из них готовят у вас дома?

33.Какие первые (жидкие) блюда готовят на основе кваса?

34.Какие каши вы знаете?

35.В какой посуде на Руси готовили кашу в русской печи?

36. Какие пословицы, поговорки вы знаете о каше?

37. Какие вы знаете обрядовые каши?

38.Почему артель на Руси называть «кашей»? «Мы с ним в одной каше». Что это означало?

39.Какая каша упоминается в сказке Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»?

40.Был ли на Руси праздник каш, когда, кого было принято угощать в этот день?

41.Какую крупу на Руси считали «царицей круп»? Почему?

42.Из чего готовили кисели на Руси и из чего варят в наши дни??

43.Из каких злаков варили кисели на Руси?

44.Какой кисель на Руси называли «красным» и почему?

45.Какой корнеплод на Руси был самым популярным, его называли «вторым хлебом», что готовили их него?

46.Когда появился картофель на Руси, как и что из него готовили?

47.Какие русские напитки бытовали на Руси?

48.Что готовили из молока? Как готовили, хранили, в чем хранили?

49.Какое масло использовали в русской кухне (растительные, животные)?

50.Когда появилось на Руси подсолнечное масло, где?

51. Какие заготовки, из каких овощей и фруктов делали на Руси на зиму?

52. В чем квасили, солили капусту, огурцы, помидоры, грибы и др.?

53. Как заготавливали впрок фрукты, какие?

54. Какие напитки готовили на Руси?

55. Какие напитки готовили на основании меда?

56. Какой напиток готовили на основе хлебных злаков, хлеба?

57. Как собирали и использовали мед?

58. Какие травы использовали для питья до появления чая?

59. Когда появился впервые чай на Руси?

60. Какие типы и разновидности чая вы знаете?

ВОПРОСНИК: НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Рождество. Святки

1. Как готовились к празднику?

2. Как называется день или вечер накануне Рождества?

3. Вносили ли в дом последний сноп, принесённый во время дожинок?

4. Какие действия производили с ним?

5. Ели ли в течение дня или постились «до первой звезды»?

6. Как хозяйка накрывала на стол?

7. Какие блюда готовили к ужину? Какие из них обязательные?

8. Звали ли мороз кутью есть? Кто звал?

9. Посылали ли самого младшего под стол квохтать?

10. Изготавливали ли рождественское печенье в форме домашнего животного?

11. Для чего предназначалось это печенье?

12. По какому рецепту пекли это печенье?

13. Участвовала ли молодёжь в рождественских бесчинствах?

14. Прогноз погоды по рождественской ночи.

15. Жгли или нет на Рождество солому (пурину) во дворах?

16. Где могли ещё сжигать солому? В какой ещё день? Как объясняется этот обычай?

17. Когда приходили славить Христа? Накануне Рождества? Утром на следующий день? Сразу же после того как в церкви запоют «Рождество твое, Христе Боже наш»? Кто приходил славить? Возраст и пол славильщиков.

18. Что говорили славильщики хозяевам?

19. Была ли у них звезда, вертеп?

20. Славили в доме или на улице? Если в доме, то в какой его части?

21. Что пели славильщики?

22. Посыпали или нет славильщики зерном? Куда они кидали зерно?

23. Чем одаривали хозяева славильщиков?

24. Когда ходили колядовать?

25. Кто ходил колядовать?

26. Что такое коляда? Как её представляют?

27. Принято ли было колядовщикам рядиться? Как (во что, в кого) рядились?

28. Как осознают сами информаторы ряженье: как забаву или нет?

29. Когда колядовали, какие пели припевки: колядки или авсень кликали?

30. Пели или нет щедровки? Когда пели?

31. Пели или нет виноградье? Когда пели?

32. Из каких возрастов складывались группы колядовщиков?

33. С какого времени начинали гадать?

34. Гадали на Рождество или нет?

35. Кто гадал? (девушки и молодухи, или только девушки или др.)

36. Где гадали?

37. На что гадали?

38. Гадали ли парни? Позволялось ли им присутствовать, когда гадали девушки?

39. Исполнялись ли песни во время гадания?

40. Какие песни исполнялись?

41. Способы гадания.

42. Какой день считался началом Святок?

43. Когда начинались святочные посиделки?

44. Как, кто, у кого снимал хату?

45. Чем расплачивались?

46. Какие игры устраивались на посиделках?

47. Какие песни пели на святочных посиделках?

48. Исполнялись ли величальные песни на посиделках?

49. Кого величали?

50. Исполнялись или нет корильные песни на посиделках?

51. Кого корили?

52. Устраивались или нет на Святки кулачные бои?

53. Если устраивались, то с какой целью?

54. Где устраивались кулачки? (на выгоне, на реке или др.)

55. Кто принимал участие в кулачках? (мужчины, мальчики, старики)

56. Участники кулачных боёв были из одного села или из разных сёл?

57. Кто начинал бой? (старики, дети или мужчины)

58. Когда бой заканчивали?

59. Могли или нет принимать участие в кулачных боях женщины и девушки?

60. Исполнялись или нет какие-нибудь особенные припевки во время кулачек?

61. Если исполнялись, то кем?

62. Если на кулачках убивали человека, то это осуждалось или нет?

63. Устраивали ли кулачки в другие праздники? (Крещение, Пасха, Троица или др.

Васильев день (13 января)

1. Как в вашей местности называется этот вечер?

2. Что готовили в этот день?

3. Кто ходил щедровать?

4. Запишите щедровки.

5. Какие известны приметы, связанные с этим вечером?

Васильев день (14 января, Старый Новый год)

1. Был ли обычай посевать?

2. Кто приходил посевать? (мальчики, мужчины)

3. В какое время суток?

4. Чем посевают? (зерном или др.)

5. Что при этом приговаривают или поют? («Ходит Илья на Василья», «Дева Мария по полю ходила» или др.)

6. Куда сажали первого посевалыцика? (на порог, под матицу или др.)

7. Чем одаривали посевальщиков?

8. Куда девали это зерно (на икону, отдавали курам, сыпали в мешки с зерном для посева).

9. Какой запрет бытует в этот день для женщин?

10. Какие ещё запреты связаны с этим днём?

11. Встряхивали ли садоводы в полночь деревья?

12. Как гадали на урожай?

13. Приметы этого дня

Крещение (19 января)

1. Где проводится водосвятие 18 января? Как называется этот день? (Свечки)

2. Как использовали святую воду?

3. Проводили ли водосвятие на водоёме?

4. В какой форме вырубали прорубь и как её называли?

5. Окунаются ли люди в прорубь?

6. Был ли обычай стрелять из ружей и выпускать голубей?

7. Какой день рисуют мелом кресты?

Сретенье (15 февраля)

1. Приносили из церкви в этот день свечу?

2. Как долго её хранили? В каких случаях зажигали?

3. Посылали бабушки внуков босиком в сад?

4. Какие приметы этого дня известны у вас?

Агафья-коровница (18 февраля)

1. Поминали ли в этот день умерших?

2. Освящали ли в церкви хлеб и соль?

3. Что готовили в этот день?

4. Как оберегали корову? Чем в этот день кормили?

Власий (24 февраля)

1. Выставляли после этого дня зерно и пряжу на мороз?

2. Что пекли в этот день хозяйки?

3. Бытовало обрядовое кормление скотины?

4. Ставили ли воду в вёдрах под иконы? Как использовали эту воду?

Касьян немилостивый (29 февраля)

1. Легенды о Касьяне

2. Как относятся к этому дню в вашей местности?

Евдокия –плющиха (14 марта)

1. Приметы погоды

2. Какие предсказания о погоде, об урожае делают по этому дню? Бытовали ли приметы по птицам и зверям?

Алексей тёплый (30 марта)

1. Духовные стихи об Алексее, человеке Божьем.

2. Известны ли в вашей местности поговорки, пословицы, связанные с днём Алексея.

3. Приметы погоды.

4. Запишите детские весенние игры.

Иоанн Лествичник (12 апреля)

1. Пекли ли лепёшки-лесенки?

2. Как их использовали?

3. О чём молились Лествичнику?

4. Бытуют ли рассказы о том, что в этот день домовой «бесится»?

Вознесение (6-й четверг по Пасхе)

1. Как иначе называют этот праздник?

2. Приметы этого дня.

3. Какое печенье пекли в этот день, как с ним поступали?

4. Ходили ли в поле в этот день?

5. Катались ли по посевам?

6. Жарили ли яичницу, «кормили» ли землю?

7. Бытовали "крещение" и "похороны кукушки" в этот день?

Егорьев день (6 мая)

1. Легенды о Георгии Победоносце.

2. Бытуют ли поговорки, присловья, связанные с Егорием?

3. Приметы этого дня.

4. Что сеют под день Егория?

5. Как в этот день выгоняли скот на пастбище?

6. Обегали ли дети дома в день Егория?

Никола вешний (22 мая)

1. Какие приметы известны в вашей местности?

2. Какие традиции этого дня бытовали?

3. Заказывали в этот день молебен? По какому поводу?

Аграфена Купальница (6 июля)

1. Собирали ли лекарственные травы в этот день? Какие?

2. Был ли обычай «выкатывания ржи»?

3. Гадали ли девушки по 12-ти травам?

4. Мылись ли в этот день в бане, или молодёжь обливалась?

Иван Купала (7 июля)

1. Поговорки и приметы, связанные с Ивановым днём.

2. Собирали ли росу для умывания?

3. Обливали ли прохожих?

4. Зажигали ли костры, прыгали через них?

5. Плетут ли венки, гадают на них?

6. Какие известны в вашей местности поверья, связанные с этим днём? (О растениях, солнце)

Петров день (12 июля)

1. На какие работы бытовал запрет?

2. Устраивались ли обетные угощения или отводные столы?

3. Встречали ли восход солнца, чтобы полюбоваться его "игрой"?

4. Устраивала ли молодёжь завалы из вещей?

Ильин день

1. Легенды и предания вашей местности о милости или гневе пророка Ильи.

2. Отношение в этот день к кошкам и собакам, блестящим предметам в доме.

3. Приношения Илье (хлеб-соль за окном, мёд, колосья и др.).

4. работали ли в этот день дома, на огороде, в поле?

5. Выгоняли ли скот на пастбище?

6. запрещали ли после Ильи купаться в реке?

7. Легенды о происхождении родников.

8. Чем разговлялись в Ильин день (огурцы, горох, морковь)?

9. Народные наблюдения и приметы погоды.

Медовый Спас (14 августа)

1. Что кроме мёда освящалось в Церкви в этот день?

2. Бывают ли крестные ходы к рекам, водоёмам, освящались ли колодцы?

3. Устраивали ли вдовьи помочи?

4. Купали ли лошадей в этот день?

5. Бытовал ли крестный ход на поля?

Преображение (Яблочный Спас. 19 августа)

1. Что в этот день освящали в церкви?

2. Кого угощали?

3. Известен ли обряд засевания полей священником?

4. Бытовал ли обычай провожать закат в полях?

5. Приметы этого дня.

Успение (Большая Пречистая. 28 августа)

1. Легенды об Успении Богоматери.

2. Бытовал ли обычай провожать солнце в поле с песнями?

3. Пекли ли хлеб из муки зерна нового урожая, освящали его в церкви?

Семёнов день (14 сентября)

1. Известен ли обряд "постриг" и "посажения на коня"?

2. Легенды, суеверия этого дня.

3. Известен ли обычай хоронить мух и тараканов?

4. Приметы, наблюдения за погодой.

Рождество Богородицы (Малая Пречистая. 21 сентября)

1. О чём молятся Богородице?

2. Народные легенды о Богородице, известные в вашем селе.

3. Как праздновали этот день?

4. Кого приглашали в гости?

Воздвижение (Ставров день. 27 сентября)

1. Известны ли в вашей местности народные сказания об этом празднике?

2. Что советовали в этот день знающие люди? Обычаи этого дня.

3. Проводились ли крестные ходы, их цель?

Покров Богородицы (14 октября)

1. Наблюдали ли погоду в этот день?

2. Приметы погоды.

3. Совершали ли охранительные обряды животных?

4. Покровские гуляния.

Параскева (27 октября, 10 ноября)

1. Поверья и сказания о Параскеве-Пятнице.

2. Кому покровительствует Параскева, о чём ей молятся?

Егорий зимний (9 декабря)

1. Приметы этого дня.

2. Гадание о зиме по воде в колодцах.

Никола зимний (22 декабря)

1. Легенды о Николае Чудотворце.

2. Кому покровительствовал Николай. Угодник, о чём ему молятся?

3. Как празднуется этот день в вашей местности?

ВОПРОСНИК: СЕМИК – ТРОИЦА

Конец весны – начало лета.

Троица – 7 неделя после Пасхи.

Важнейшие дни на Cемиковой неделе:

четверг – Семик;

суббота – поминальная;

воскресение – Троица;

понедельник - Духов день .

Комплекс народных обрядов включает в себя следующие ритуальные действия:

украшение домов, храмов зеленью;

завивание берёзок и венков;

гадание девушек по брошенным в воду венкам;

кумление девушек.

Как называлась седьмая неделя после Пасхи? (Троица, зелёные святки, Семицкая, клечальная, семуха или др.).

Как назывался четверг на этой неделе? (Семик или др.)

Украшение домов зеленью

Украшали на Троицу зеленью дома, церкви?

Какой зеленью украшали? (ветвями берёз, клёна, ясеня, липы, осины) .

Пол в доме обязательно устилали душистыми травами и цветами? (полынь, чабрец, душица, заря).

Как называлась Троицкая зелень? (например, клеченье или др.)

Ставили ли в ворота ветку осины?

Для чего это делали? (чтобы нечистая сила не прошла во двор или др.)

Завивание берёзок и венков

Существовал ли в селе обычай завивания берёзки?

Что значит «завивать»?

Как происходило это действо?

Плели ли на Троицу венки?

Где их плели? (на лугу, в церкви во время службы или др.)

Из какой травы плели венок?

Какие песни исполняли во время плетения венков?

Сохраняли венки до следующего года или нет?

Гадание девушек по брошенным воду венкам

Ходила ли пожилая женщина с девушками гадать по венкам? Для чего ходила?

(чтобы разъяснить девушкам, что сулит венок каждой из них)

Бросали ли в воду венки?

Венки бросали в воду руками или скидывали, наклоняясь их с головы?

Гадали ли девушки о своей судьбе, потому, как плыли венки?

Что это означало? (венок плывёт; венок остался на месте; венок потонул;

куда венок поплыл - туда девка замуж выйдет).

Кумление

Кумились ли девушки? Какого возраста?

В какой день кумились? (на Вознесенье, на Семик, на Троицу или же др.)

В каком месте происходило кумление? ( саду, лесу там где завивали берёзку или др.)

Как совершалось кумление?

Что говорили во время кумления?

При кумлении девушки обменивались своими вещами?

(платками, лентами, бусами, кольцами, крестиками)

Покумившиеся девушки становились как бы кровными родственницами?

Называли друг друга сёстрами, кумою?

Кто с кем кумился? (девушка с девушкой, парни с парнями, девушки с парнями).

Раскумливаие

Существовали ли обычай раскумливания?

Возвращали ли друг другу вещи?

Развивали ли березки?

В какое время суток происходило это действо?

Обрядовая еда

Какая еда считалось обязательной на Троицкой неделе? (жареная яичница, каравай из пшенной крупы и яиц, каша или др.)

Кто участвовал в обрядово трапезе? (только девушки, девушки и парни или др.)

Где устраивалась трапеза? (в саду, на ржаном поле, в лесу или др.)

Ряжение на Семик (Троицу)

Рядились на Семик (Троицу)?

Как рядились? (когда девушки ходили собирать яйца накануне кумления или во время праздничных гуляний всем селом, или др.)

Кто рядился? В кого рядились? (например, в с Семика и Семичиху)

Когда ходили ряженые по селу - били ли в косу, заслонку? Зачем это делали?

Троицкая одежда

Существовала ли специальная Троицкая одежда?

Как одевались в воскресенье, в понедельник?

Танки и хороводы

Водили ли танки? (или хороводы)

Кто водил Троицкие танки ( карагоды)? (только девушки, девушки и женщины, все жители или др.)

Имел ли танок (карашгод) определенный рисунок?

Какие песни исполняли во время движения в танке (карагоде)?

Поминовение предков

Какие дни на троицкой неделе называются поминальными?

Ходили на кладбище в субботу?

Разрешалось ли в этот день поминать покойников-самоубийц?

Клали на могилы венки и берёзовые ветки?

Устраивали ли на них холодок (т.е. тень от вставленных в землю веток)?

Как заканчивалось поминовение? Была ли обильная трапеза, выпивка и веселье?

Поверья о русалках

Кто такие русалки?

Существовали ли другие названия русалки?

(купалка, водяница или водяная. шутовка, чертовка, лешачиха, лобаста).

Как они выглядят?

Какой цвет волос у русалок и как они их укладывают?

Имеется ли начальство над русалками?

Где живут русалки?

Когда появляются русалки?

Чем занимаются русалки?

Какой характер имеет русалка?

(добрая, злая, вредная и т.д.)

Одинаково ли отношение русалок к мужчинам и женщинам?

Может ли русалка воздействовать на урожай?

(вредить, помогать и т.д.)

Связывают ли русалку с нечистой силой?

Что надо делать если встретишь русалку?

Существуют ли обереги от русалок?

Как русалками пугают? (нельзя ходить в лес, а то русалки защекочут или др.)

СЛОВАРИК: ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Акварель. Слово «аква» в переводе с латинского – вода, акварель-водяная прозрачная краска.

Слово альбом произошло от латинского слова «альбус», что означает белый. Действительно, листы в альбоме белые и чистые.

Глобус. В переводе с латыни слово «globus» означает шар. Это модель Земли, которая в точности повторяет её форму, не искажая при этом площади и контуры объектов на всех участках поверхности. Считается, что самый первый глобус создал немецкий ученый Мартин Бехайм в 1492 году. Однако самые ранние упоминания о подобных приборах датируются еще третьим столетием до нашей эры.

Дневник - это слово русское и образовано оно от корня дн – (день) с помощью суффикса–ик. Появилось оно в XVIII веке и представляет буквальный перевод французского слова «журналь» - ежедневный, поденный. Интересно, что сейчас у нас живет и французский оригинал (слово журнал) и его русская копия (слово дневник), но значения их различны.

Карандаш - это слово по происхождению не русское. Пришло к нам из тюркского языка. Первая часть - «kara» - означает черный, вторая - «das» - камень. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. Прошло много времени, прежде чем научились делать для карандаша деревянную «рубашку», и карандаш стал иметь такой современный вид, к которому мы привыкли.

Слово ластик - заимствовано из французского языка, где означает резинка для стирания. Часто ластик называют резинкой. Ведь делают его из резины. А резину – из каучука, который по латыни называют «гумми эластикум». Отсюда пошло название ластик, что означает упругий, каучук. Варится он из тягучего сока тропического дерева гевеи. В наши дни ластики тоже делаются из каучука, но только искусственного. Его добывают из самой обыкновенной картошки, опилок и даже нефти, так намного дешевле. Правда, сначала из картофеля получают спирт. А уже потом на химическом заводе из спирта вырабатывают искусственный каучук, а чтобы ластики хорошо стирали, к каучуку примешивают мел.

Линейка - производное от слова линия, заимствованного через немецкий из латинского языка, где «linea» - линия, нитка, производное от «linum - лён. Линейка буквально означает инструмент для проведения линий. Линейками – гладкими обструганными дощечками – пользовались еще древние люди – египтяне при строительстве своих пирамид. Не обходились без линейки и русские писцы. В книгах ХVI века нередко встречается имя каркасы. Она представляла собой деревянную раму размером с лист, на которую туго натягивались нити. Положив на лист бумаги каркасу, писец проводил вдоль нитей костяной палочкой, выдавливая линии. Вот почему рукописи того времени поражают ровностью строк и четкими интервалами. Деревянные линейки с делениями появились не так давно, после того, как в 1792 году по предложению Парижской академии наук за единицу длины был принят метр. Не всякое дерево брали для их изготовления. Использовалась в основном груша. Но только настоящий мастер своего дела мог выбрать и обработать дерево так, чтобы линейка не изменяла формы. Толщина линейки тоже была строго определена: два миллиметра. Именно эта толщина позволила проводить самые ровные линии. Знающие люди выписывали себе линейки из Парижа. Современные линейки изготовлены на высокоточных станках из самых разнообразных материалов – не только из дерева, но и из пластмассы, стали.

Около 100 лет назад появилась парта. Изобрел ее офтальмолог и гигиенист профессор Московского университета Ф.Ф. Эрисман. В этой конструкции стол и скамья были соединены вместе, в группу (по латыни «группа» - «партис»), поэтому и назвали ее парта.

Пенал - для школьника необходимая вещь в портфеле. А произошло оно от латинского слова «пенна», которым называли перо. Поэтому ящичек для хранения перьев назвали пенал.

Все учебные принадлежности мы носим в портфеле. Слово портфель - французского происхождения. Первая часть этого слова - «порт» - означает нести, вторая - «фель» - лист. Портфель назвали так потому, что в нем носят листы, бумаги, книги, тетради.

Термин ручка (произошедший от слова рука) означал первоначально лишь перодержатель - ту часть пишущего устройства, которая использовалась как рукоятка для собственно пишущего узла (сменного металлического пера). В общем значении слова ручка - часть какого-либо предмета, предназначенная для его держания рукой или руками. Затем слово ручка стало применяться целиком ко всему пишущему устройству любой конструкции, хотя сменное перо как таковое уже вышло из употребления.

Слово тетрадь - это древнерусское заимствование из греческого языка. В памятниках встречается с XI века. Образовано от «tetras» - четвертая часть листа или «tetro» - сложенный вчетверо. Дело в том, что раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист, складывали пополам, потом еще пополам, разрезали, сшивали посередине - и тетрадь готова. Еще до того, как изобрели бумагу, в Китае и некоторых странах Юго-Восточной Азии писали на бамбуковых дощечках. А в древнем Вавилоне для этого использовали обожженные глиняные странички. В древней Индии писали на пальмовых листьях. Европейцы же использовали для письма выделанные шкуры животных. В России бумагу начали изготовлять в ХVI веке при Иване Грозном.

Циркуль - это слово происходит от латинского – «циркулюс», что значит круг, окружность. Самый древний был найден при раскопках во Франции. Он пролежал в земле больше двух тысяч лет. Бронзовые циркули были обнаружены в вулканическом пепле, засыпавшем древнеримский город Помпеи. Однако циркули существовали и много раньше. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках в Древних Вавилонии и Ассирии сохранились столь ровные круги, что ясно – без помощи циркулей не обошлось.

Слово школа пришло из Древней Греции, где оно звучало как «схолэ». И означало оно вовсе не учебное заведение, а досуг, праздность, отдых, то есть очень приятное времяпрепровождение. Древние греки именно так и представляли себе учебу – как очень приятное и полезное занятие. Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные на досуге беседы мудрецов – философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия.