Мордовский народный костюм: Альбом. (Сост. И авт. Текста : Т.П. Прокина, М.И. Сурина; Сост еаталога: Л.Т. Артамошкина, Л.Л. Добрачева, Т.П. Прокина. М.И. Сурина - Саранск: Мордов. Кн. Издательство,1990. -384 с. Инв. №1273

Цель настоящего альбома — познакомить читателя с богатством вариаций мордовской народной одежды, ее эстетическими достоинствами, пластическими возможностями и своеобразием манер ношения.

Материал альбома расположен по разделам, каждый из которых посвящен декоративным комплексам костюмов отдельных регионов расселения мордовского народа. При этом в основу положена классификация, данная В. Н. Белицер. Ее монография «Народная одежда мордвы» наряду с публикациями прошлого являлась направляющим пособием в работе над данной книгой.

Рассматривая наиболее яркие и типичные комплексы костюмов, авторы не ставили перед собой задачу анализа всех бытовавших форм и деталей одежды мордвы и их развития. Ограниченно показана мужская одежда, так как в ней рано утрачены самобытные национальные черты.

Разделы сопровождаются картами выделенных местностей, иллюстрациями ансамблей одежды, хранящейся в коллекции музеев, современного народного

костюма, бытующего в селах, элементов одежды и фрагментов декора. Альбом за­вершает каталог народной одежды, показанной в иллюстрациях. В нем приводятся национальные местные названия большинства составных деталей костюма и их схемы.

В настоящем издании использованы богатейшие коллекции Государственного музея этнографии народов СССР, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств, Мордовского республиканского краеведческого музея. К работе привлекались архивные фотографии, часть которых публикуется в тексте, полевые записи авторов, сделанные во время работы научных экспедиций музеев в мордовских селах Мордовской АССР и за ее пределами. Костюмные комплексы, данные в иллюстрациях, составлялись из деталей, бытовавших в одном селе или конкретном районе. Ввиду отсутствия некоторых элементов костюма данной местности его дополняли предметами из других районов, по характеру соответствовавших замененным. При составлении костюма не всегда удавалось выдержать единовременность входивших в него деталей, так как и в селах комплексы одежды почти всегда включали элементы старые, обновленные, новые.